Извержение вулканов ведет к образованию озоновых дыр

8 сентября 2017 | 11:41  Центр ФОБОС
depositphotos.com © londondeposit
Учёные установили, если извержения тропических вулканов, выбросы которых попадают в стратосферу, происходят в осенний период, то почти со 100 % вероятностью следует ожидать формирование весенней арктической озоновой аномалии, сообщают «Новости сибирской науки».
В течение нескольких лет учёные из томского Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН исследовали условия возникновения крупнейшей озоновой дыры над Арктикой весной 2011 года. В результате они выяснили, что причиной её формирования стало извержение вулкана Мерапи на острове Ява осенью 2010 года. Учёные считают, что после извержения Мерапи в тропической стратосфере образовалось аэрозольное облако. Оно обусловило рост температуры стратосферного воздуха и привело весной 2011 года к ускорению циркумполярного вихря – одного из элементов общей циркуляции атмосферы, наблюдающегося вокруг полюса с запада на восток, который более чётко прослеживается в холодный период года (при её нарушении, кстати, и случаются арктические вторжения в умеренные и субтропические широты).
Учёные на примере связки – осенью извержение вулкана Мерапи, а весной появление озоновой дыры над Арктикой – доказали, что внутри циркумполярного вихря возникали условия, необходимые для формирования озоновой дыры. При аномально низких температурах на частицах стратосферных облаков под воздействием солнечного излучения восстанавливался активный хлор, разрушивший озон (после разрушения вихря содержание озона над Арктикой восстановилось). Подобные облака эффективно формируются лишь при условии температур до −80°, которые редко достигаются в Арктике, что объясняет меньшие масштабы истощения озона в этой зоне (гораздо чаще поэтому озоновые дыры образуются над Антарктикой). Но сильные вулканические извержения увеличивает шанс озоновых аномалий и над северным полюсом.
Исследование учёных важно и как понимание процессов в стратосфере, и с точки зрения прогнозирования. Осенние извержения тропических вулканов влияют на содержание озона над Арктикой – здесь через несколько месяцев, а точнее весной, следует ожидать формирования озоновой аномалии. Работа томских учёных будет опубликована в октябрьском номере международного научного журнала Atmospheric Environment.
Напомним, что извержение вулкана Мерапи на острове Ява случилось 26 октября 2010 года. Он извергался две недели, в атмосферу было доставлено более 50 млн кубометров вулканического пепла с базальтовой пылью и песком. Погибли 347 человек, более 400 000 жителей были эвакуированы. Остров на огромной территории покрылся слоем пепла.

Озоновый слой Земли начал восстанавливаться

1 июля 2016 | 12:16   Экологи обнаружили, что озоновая дыра над Антарктидой в период с 2000 года, когда она достигла максимальных размеров (за время наблюдений)... >>

Жара будет усиливаться

22 августа 2016 | 08:41   Среднеазиатская жара в начале недели распространится почти на всю европейскую территорию России − 8 российских городов-миллионников окажутся в... >>

Чёрные дыры открывают двери в другие Вселенные

27 августа 2015 | 14:42   Еще в 1784 году английский естествоиспытатель Джон Мичелл впервые задумался о возможности существования так называемых «чёрных дыр». Он предположил... >>

В Млечном пути «проснулась» гигантская черная дыра

2 июля 2015 | 10:27   Ученые из Европейского космического агентства (EКA) исследовали серию гамма-вспышек в системе V404 Лебедя. Астрономы обнаружили, что с 15 июня 2015... >>

Загадочные лошади марвари – достояние Индии

23 февраля 2019 | 18:00   Марвари – древнейшая порода лошадей, о которой писали ещё священные книги Индии как о «сыновьях бога Солнца». Первые сведения о них появились в... >>

«Сигнал тревоги» от Google

23 февраля 2019 | 15:25   При всей сложности прогноза некоторых природных явлений, специалистам всё чаще с хорошей заблаговременностью удаётся предсказать время начала и... >>

Первые потери от глобального потепления

23 февраля 2019 | 12:54   Учёные подсчитали величину финансовых потерь, которые связаны с глобальным изменением климата, сообщает издание iReactor. В основном в рамках... >>

Британию накрыло розовым туманом

23 февраля 2019 | 09:38   Густой туман розового цвета наблюдался 22 февраля в целом ряде регионов Британии, сообщает DailyMail. Уточняется, что необычная погодная аномалия... >>

Погода в Санкт-Петербурге 23 февраля

23 февраля 2019 | 08:11   Сегодня синоптическая ситуация в Северной столице обусловится прохождением тёплого атмосферного фронта, сопровождаемого мощной облачностью... >>

Погода в Москве 23 февраля

23 февраля 2019 | 07:54   Сегодня первую половину дня погоду в столичном регионе будет определять малооблачный и морозный гребень антициклона. После полудня скажется влияние... >>

«Умное» окно заменит кондиционер

22 февраля 2019 | 17:35   Когда окна выходят на солнечную сторону, а на улице жара, хочется задёрнуть шторы, опустить жалюзи или включить кондиционер. Когда трещит мороз... >>

Обнаружены животные, считавшиеся вымершими

22 февраля 2019 | 14:46   Учёные обнаружили в Индонезии самку самой крупной на Земле пчелы Уоллеса (Megachile pluto), которая считалась вымершей уже 38 лет назад... >>

NASA ожидает образования очень крупного айсберга

22 февраля 2019 | 14:09   Массивный айсберг размером примерно в 2 раза больше площади Москвы (в пределах МКАД) скоро обломает шельфовый ледник Антарктики, заявляет NASA... >>

Погода выходных: масштабное потепление

22 февраля 2019 | 13:12   В северные и центральные районы Русской равнины с запада придёт тёплый воздух. В Москве и Московской области в субботу морозно, сильный ветер... >>

На Лас-Вегас обрушился снежный шторм

22 февраля 2019 | 11:24   На американский Лас-Вегас накануне, 21 февраля, обрушился сильнейший за последнее десятилетие снегопад. Власти из-за непогоды закрыли дорогу между... >>

Международная экспедиция изучит популяцию лосося

22 февраля 2019 | 09:44   Многолетняя дискуссия о сохранности лосося и его рациональном использовании, которая из года в год становилась всё острее, наконец-то разрешилась... >>

Частицы астероида доставят на Землю

22 февраля 2019 | 09:35   Японский межпланетный зонд «Хаябуса-2», который с июня 2018 года исследует астероид Рюгу (Ryugu), успешно снизился к нему, «обстрелял» поверхность... >>

Дыхание Арктики почувствуют даже в Крыму

22 февраля 2019 | 09:07   Мощное арктическое вторжение не остановится на юге России. В четверг из-за него испортилась погода на огромной территории – от Черноземья до Поморья... >>

Китай разместит электростанции в космосе

22 февраля 2019 | 08:07   В Китае приступили к сборке первой солнечной электростанции, которую разместят в космосе. Космические установки, размещенные на геостационарных... >>

Среда обитания: доброе соседство с летучими мышами

21 февраля 2019 | 17:17   Ярко освещённые населённые пункты повлияли на обитание летучих мышей: непривычный свет дезориентирует их, они не могут добывать пропитание и... >>

Библиотека, которой не страшны землетрясения

21 февраля 2019 | 13:15   Как известно, в Японии ежегодно происходит около 1500 землетрясений. К счастью, большинство из них небольшой силы, но они приносит немало проблем... >>

Лодки IKEA умеют очищать реки от мусора

21 февраля 2019 | 12:55   Шведской компании IKEA не чужды «зелёные» инициативы. Так, несколько лет назад она отказалась от не светодиодного освещения, взяла на себя... >>

Февраль-2019 продолжает тёплые тенденции

21 февраля 2019 | 11:07   Последние 6 лет феврали в столице были тёплыми и даже очень тёплыми, их среднемесячная температура воздуха составляла -0,6…-4,6° при норме в -7,7°... >>

Столица в тылу циклона: гололедица и похолодание

21 февраля 2019 | 09:56   Продолжая свой путь на восток, циклон открыл дорогу в столичный регион холодному арктическому воздуху. В результате уже к 9 часам утра температура... >>

«Хаябуса-2» начал посадку на астероид Рюгу

21 февраля 2019 | 08:23   Специалисты Японского агентства аэрокосмических исследований начали операцию по посадке зонда «Хаябуса-2» на астероид Рюгу. Сегодня в 00.30 (МСК... >>

Погода в Москве 21 февраля

21 февраля 2019 | 07:58   Сегодня синоптическая ситуация в столичном регионе обусловится тыловой частью североатлантического циклона, куда в сопровождении порывистых ветров... >>

Необычные превращения конденсационного следа

21 февраля 2019 | 06:52   Несколько дней назад в небе над Москвой наблюдалось необычное изменение конденсационного следа от пролетевшего самолёта. Напомним... >>

Обвал холода в Европейской России

21 февраля 2019 | 01:45   Холодный фронт вернёт жителей Русской равнины из мартовской оттепели в морозный февраль. В среду он ещё был в Скандинавии. На севере Норвегии из-за... >>

В Томске создают новые метеостанции для Арктики

20 февраля 2019 | 17:15   Чтобы составить прогноз необходима качественная и профессиональная информация о фактической погоде по большому количеству метеорологических величин:... >>

Природа мстит человеку коварным способом

20 февраля 2019 | 14:34   Творения искусства порой могут погубить своего создателя. В этой истории, к счастью, скульптора успели спасти, но есть серьёзный повод задуматься... >>

Зима готовится к наступлению

20 февраля 2019 | 14:04   В ближайшие сутки практически вся европейская часть России окажется во власти огромного циклона, один из центров которого будет располагаться над... >>

В Швейцарских Альпах лыжники попали под лавину

20 февраля 2019 | 11:38   Во вторник, 19 февраля, в середине дня на швейцарском курорте Кран-Монтана на склоне Плейн-Морте сошла лавина. Она растянулась на 840 метров... >>

Юг Сибири и Дальнего Востока купается в тепле

20 февраля 2019 | 10:27   Огромный антициклон, раскинувшийся от Саян до низовьев Амура, вот уже который день удерживает в регионе не по сезону тёплую погоду... >>

Новое извержение вулкана Этна

20 февраля 2019 | 08:56   В начале недели в Италии в кратере Этны на Сицилии произошло мощное извержение. Пепловый шлейф поднялся вверх на несколько сотен метров и вызвал... >>

Погода в Москве 20 февраля

20 февраля 2019 | 07:49   Сегодня синоптическая ситуация в столичном регионе обусловится теплым сектором североатлантического циклона, генерирующего поля облачности и... >>

Новые рекорды тепла на Русской равнине

20 февраля 2019 | 07:48   Очередной североатлантический циклон, который накануне вышел на север Скандинавии, принёс с собой волну очень тёплого воздуха. Она накрыла западные... >>

Атмосферный фронт резко изменит погоду за Уралом

20 февраля 2019 | 01:12   Вторжение холодного фронта в Сибирь приведёт к резкому понижению температуры. В среду он ещё свирепствовал в европейской части страны... >>

Дожди превратили пустыню в гигантское зеркало

19 февраля 2019 | 17:57   Удивительную картину удалось заснять с помощью дрона итальянскому фотографу Стефано Тиоццо, сообщает Mail.ru. Из-за обрушившихся сильнейших дождей... >>

В Новой Зеландии самая сильная засуха за 19 лет

19 февраля 2019 | 17:15   Новая Зеландия продолжает страдать от аномально высоких температур и засухи. Власти региона Тасман на севере страны объявили о введении ограничений... >>

Триллион деревьев спасут Землю от перегрева

19 февраля 2019 | 15:00   Высаживание лесных массивов в глобальном масштабе — с увеличением их количества примерно на треть — позволило бы не просто остановить накопление... >>

Каким станет лето к концу столетия?

19 февраля 2019 | 12:46   Из-за глобального потепления к концу столетия лето станет жарче, увеличится число мощных гроз и дней с безветренной погодой, что негативно повлияет... >>