Самым живучим на планете оказалось крохотное существо с ужасным видом

6 сентября 2017 | 16:45  Центр ФОБОС
depositphotos.com © rukanoga
Внешний вид этих микроскопические беспозвоночных, если их увеличить в размере, вызывал бы ужас. Было время, когда тихоходок, известных как водяные медведи, нещадно «жабили», издеваясь над внешней неказистостью.
animalworld.com
Однако и здесь внешность оказалась лишь ширмочкой для уникальных способностей животного: они – самые живучие из живого мира на Земле. Тихоходки умеют выживать при нереально экстремальных температурах, высокой радиации, чрезмерном обезвоживании, и даже в условиях космического вакуума. Новые эксперименты доказали, что беспозвоночные выдержат почти все природные катаклизмы, любую катастрофу, которая может случиться на планете.
Учёные давно изучают выносливых крошечных существ, но только недавно их генетический анализ помог частично понять, почему беспозвоночные столь сверхъестественно живучи. Специалисты из Эдинбургского университета (Шотландия) расшифровали ДНК двух видов тихоходок и, в частности, открыли два гена, ответственных за их восстановление после чрезмерного иссушения, сообщает PLOS Biology.
При наступлении неблагоприятных условий они впадают в анабиоз, которое может длиться годами, а при наступлении благоприятных – быстро оживают. Выживают тихоходки за счет ангидробиоза – способности впадать в спячку от недостатка воды. При иссушении они втягивают в тело конечности и сокращаются в объёме. Поверхность покрывается восковой оболочкой, препятствующей испарению. При анабиозе их метаболизм падает до 0,01 %, содержание воды доходит до 1% от нормального состояния. Известен случай, когда мох, взятый из пустыни, спустя 120 лет после его иссушения, поместили в воду, и тихоходки, находящиеся в нём, не только ожили, но и стали размножаться.
В ходе исследования учёные обнаружили, что сверхживучестью тихоходки обязаны своим генам. Сухая среда активизирует работу генов, вырабатывающих белки, которые восполняют в клетках недостаток воды. Как только среда снова становится влажной, клетки вновь заполняются водой, а белки растворяются. По мнению исследователей, поняв и изучив механизм врожденной устойчивости к экстремальным условиям, человек сможет решать некоторые насущные проблемы. В частности, живые вакцины можно будет транспортировать на большие расстояния, не заботясь о непременном условии хранения их в холодильнике.
Полупрозрачное тело у тихоходок имеет размер 0,1–1,5 мм, оно состоит из 4-х сегментов, головы, 4-х пар коротких и толстых ножек с одним разветвлённым коготком. Скорость их передвижения – всего 2- 3 мм/мин. У тихоходки существуют системы – пищеварительная, выделительная, нервная и половая, но отсутствуют дыхательная и кровеносная: дыхание кожное, а роль крови выполняет заполняющая полость тела жидкость. Из-за микроскопических размеров и способности переносить неблагоприятные условия, они обитают почти повсеместно – высоко в горах, в морских глубинах, в горячих источниках и подо льдом. Распространяются пассивно — ветром, водой, различными животными. Питаются тихоходки жидкостями растений и водорослей, на которых обитают, в свою очередь, служа добычей для клещей и ногохвосток.

Нашествие богомолов на Москву

3 сентября 2016 | 12:05   Энтомологи Дарвиновского музея объяснили нашествие богомолов на Москву. Как сообщили Газете.Ru в пресс-службе музея, обыкновенные богомолы –... >>

Крыму засуха не грозит!

4 июня 2015 | 11:24   Впервые в этом веке крымские водохранилища заполнены почти на 100%. Рекордные дожди минувшей недели обеспечили засушливый полуостров влагой почти на... >>

Раскрыт секрет цепкости клещей

5 июня 2017 | 09:52   Проблема клещей в Подмосковье становится актуальной. Только с начала сезона 2017 года в столичные медучреждения обратились боле 3200 человек... >>

Лягушки неожиданно оказались позитивными и забавными фотомоделями

25 декабря 2016 | 13:57   Фотограф дикой природы Танто Йенсен из Индонезии создает удивительно позитивные портреты лягушек. Эти разноцветные бесхвостые земноводные... >>

Погода в Санкт-Петербурге 22 ноября

22 ноября 2017 | 07:44   В наступившую среду на погоду в Ленинградской области окажет влияние узкая полоса повышенного атмосферного давления. Её усилиями в регионе ожидается... >>

Погода в Москве 22 ноября

22 ноября 2017 | 07:30   Сегодня столичный регион продолжит находиться в тылу циклона, что определит неустойчивый характер погоды, но температурный фон пока останется немного... >>

Снежный буран обрушится на Черноземье

21 ноября 2017 | 18:28   В результате прохождения полярного атмосферного фронта в Черноземье, в ночь с 21 на 22 ноября, ожидается резкое ухудшение погодных условий... >>

Экологический рейтинг российских городов

21 ноября 2017 | 15:46   По версии Общероссийского народного фронта совместно с Минприроды, самым экологически чистым городом нашей страны стали Набережные Челны... >>

22 ноября в Москве наступит метеорологическая зима

21 ноября 2017 | 13:19   Среда в столичном регионе ознаменуется наступлением метеорологической зимы, то есть устойчивым переходом среднесуточной температуры воздуха через... >>

Океанологи возобновят исследование черноморских дельфинов

21 ноября 2017 | 12:24   Программу исследования черноморских дельфинов Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук профинансирует «Роснефть»... >>

Непогода привела к неурожаю чая

21 ноября 2017 | 11:09   Урожай самого северного чая в мире, продаваемого под брендом «Адыгейский», в этом году из-за неблагоприятных для его выращивания погодных условий в... >>

Деревья в городах растут быстрее, чем в природе

21 ноября 2017 | 10:43   Начиная с 1960-х годов, деревья в мегаполисах мира растут быстрее, чем деревья в сельских районах и в естественной среде обитания... >>

На юге России ожидаются экстремальные ливни и снегопады

21 ноября 2017 | 10:28   На юге России сегодня ожидаются экстремальные ливни и снегопады, а в Поволжье сохранятся густые туманы. В понедельник в зоне самой сильной непогоды... >>

Росгидромет: под Челябинском произошли мощные выбросы радиации

21 ноября 2017 | 10:13   В сентябре-октябре 2017 года в Челябинской области фиксировалось экстремально высокое загрязнение окружающей среды радиоактивным изотопом рутения... >>

Катастрофических землетрясений станет больше

21 ноября 2017 | 08:43   На ежегодной встрече Американского геологического общества американские учёные заявили об угрозе увеличения числа мощных землетрясений в 2018 году... >>

Метеорологию – в массы!

20 ноября 2017 | 13:08   Костромской центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды начал работу по популяризации метеорологии среди населения. Совместно с музеем... >>

Лондонские автобусы будут заправлять кофейной гущей

20 ноября 2017 | 11:48   Оказывается, на кофейной гуще можно не только гадать. Из отходов этого популярного напитка получается отличное биотопливо, и впервые в столице... >>

Легендарный кит Мигалу стал отцом?

20 ноября 2017 | 10:07   Фанаты белого кита Мигалу в восторге: недавно снятое видео показывает, что звезда интернета и австралийских вод по-прежнему жив и здоров! С 1991... >>