Технологии

Ю-В, 3 м/с
763 мм рт. ст.
06:51
16:57
Муравьи спасают раненых с поля боя
27 мая 2017 | 16:45 Центр ФОБОС
Учёные зафиксировали первый случай «спасательного» поведения среди беспозвоночных – у африканских муравьёв. Результат стал неожиданным, поскольку муравьи относятся к типу эусоциальных насекомых (эусоциальность – наивысший уровень социальной организации животных), у которых рабочие особи ценятся ничтожно мало.
Африканские муравьи, обитающие южнее Сахары колониями по 500-2000 насекомых, питаются преимущественно термитами. Они группами выходят на охоту по 3- 5 раз в день. Надо отметить, что и муравьи, и термиты относятся к общественным насекомым, которые образуют несколько каст. У муравьев это самки, самцы и рабочие особи. В отличие от муравьёв, у наиболее эволюционно продвинутых термитов кастовая принадлежность задаётся генетически: типичная колония состоит из личинок, рабочих, солдат и репродуктивных особей. Каста солдат-термитов представляют собой опасных противников с мощными челюстями и большой головой, которая защищена ороговевшей тканью. Муравьи берут количеством, поэтому погибших и пострадавших много. По этой причине муравьи «разработали» тактику спасения раненых, до сих пор неизвестное у насекомых, сообщает Science Advances.
Энтомологи из университета Вюрцбурга вели наблюдения за множественными рейдами муравьев в Кот-д"Ивуаре. Охоту устраивали особи из 52 муравейников. Чтобы различать их, учёные всех перепончатокрылых пометили акриловой краской. После каждого сражения невредимые крупные муравьи уносили с собой трёх мелких раненых, ежедневно, таким образом, спасая до 9-15 сородичей.
Биологи обнаружили, что муравьи узнают раннего товарища по дурно пахнущему запаху. При этом спасающие каким-то образом «видят» и «узнают» о степени ранения: смертельно раннего сородича они не уносят, а оставляют на поле боя. 90 - 95% спасенных, доставленных в муравейник, выживали и в дальнейшем участвовали в следующих рейдах.
Выяснился ещё такой любопытный момент. Муравьи после боя в одиночку не возвращались, дабы не быть по пути съеденными или скончавшимися от истощения (были поставлены и такие эксперименты). При этом исследователи с удивлением прокомментировали, что они ни разу не наблюдали, чтобы кто-то напал на «бойцов», возвращающихся в муравейник дружной колонной.