Природа не позволит полностью оледенеть Земле

14 мая 2017 | 09:21  Центр ФОБОС
Учёные считают, что узнали нечто важное о ледниковых периодах. В условиях, когда содержание углекислого газа в атмосфере упадёт до нового минимума и ледники начнут продвигаться от полюсов в умеренные широты, должен включиться механизм, который остановит этот процесс, и Земля полностью не покроется льдом.
Есть свидетельства, что в отдаленном прошлом наша планета уже переживала полное оледенение, когда ледники достигали экваториальных широт. На них основана гипотеза «Земли-снежка», высказанная ещё полвека назад. Предполагается, что последняя такая эпоха наступала более 700 млн лет назад, ещё до того, как океан и сушу заселили сложные биологические организмы. Здесь исследователи подступаются к фундаментальным вопросам геофизики. Задолго до появления человека ледниковые периоды сменялись эпохами потепления. Ледники надвигались и отступали, концентрация углекислого газа в атмосфере падала и повышалась. Что было причиной этих изменений, во многом остаётся загадкой.
Среди факторов, ответственных за чередование холодных и тёплых периодов в истории Земли, чаще всего называют астрономические и геологические. К астрономическим относят прецессию и нутацию земной оси и колебания эксцентриситета орбиты Земли. Геологические включают в себя вулканическую деятельность, горообразование и перемещение материков. Последние исследования дают основание рассматривать наряду с ними еще и биологические факторы климатических изменений.
Учёные из автономного университета Барселоны в своей статье в журнале Nature Geoscience сообщили о важном открытии. Они измерили содержание углекислого газа в ледяных кернах и определили его низший уровень.
Исследователи обнаружили, что за последние 800 тыс. лет концентрация атмосферного CO2 большую часть времени колебалась около уровня 190 частей на млн и практически не опускалась ниже. Этот неожиданный результат свидетельствует, что такая очень низкая концентрация CO2 была довольно устойчивой. Более того, известно, что в далёком геологическом прошлом содержание CO2 часто возрастало, но нет никаких данных, что оно когда-либо опускалось ниже указанных.
Учёные осторожно предполагают, что в сдерживании резкого снижения температуры на Земле могла сыграть роль биосфера. При очень низких уровнях CO2 фотосинтез у растений и планктона был затруднен, замедляя их рост. В результате в почве и океане количество диоксида углерода должно было уменьшаться, а в атмосфере увеличиваться, усиливая парниковый эффект. Если это верно, то сама жизнь выступает в роли регулятора, не позволяя планете слишком сильно остыть. Полученный результат говорит в пользу гипотезы Геи, выдвинутой почти сорок лет назад британцем Джеймсом Лавлоком. Учёный утверждал, что живые организмы, действуя коллективно, но не осознанно, обеспечивают поддержание стабильных условий окружающей среды через различные механизмы обратных связей.
Таким образом, в регулировании климата биологический фактор оказывается важнее геологического. Известно, что за сотни тысяч лет содержание CO2 в атмосфере изменяется за счеёть за устойчивые периоды продолжительностью всего несколько тысяч лет. Поэтому при очень низком уровне CO2 должен включаться какой-то другой механизм.
Теперь, когда климатологи установили существование нижнего предела уровня углекислого газа в атмосфере, катастрофическое оледенение Земли представляется уже маловероятным.

Человечество способно отодвинуть наступление следующей ледниковой эпохи

14 января 2016 | 10:08   К такому выводу пришли немецкие ученые, опубликовавшие статью в журнале Nature. Исследователи из Потсдамского института по изучению воздействия... >>

Концентрация СО2 на планете стала угрожающей

24 октября 2016 | 17:55   В ежегодном Бюллетене Всемирной метеорологической организации (ВМО) по парниковым газам, опубликованном в понедельник 24 октября, говорится... >>

Финская энергетика осваивает новые виды экологически чистого топлива

12 августа 2016 | 16:41   Речь идет о строительстве новой энергетической установки в г. Salmisaari (Хельсинки, Финляндия). Новая установка может использовать в качестве... >>

Почему в жару нечем дышать?

2 августа 2016 | 09:22   Несмотря на то, что макушка лета уже позади, температурный режим на большей части европейской территории страны на 4-6 градусов превышает норму... >>

явления погоды в Москве: облачно, небольшой дождь
явления погоды в Москве: пасмурно с просветами, небольшой дождь

Феномену белых ночей нашли объяснение

24 июня 2017 | 14:45   Белые ночи характерны для умеренных и северных широт до начала летнего солнцестояния и после него. При этом всё тёмное время суток состоит из сумерек... >>

В России появились новые заповедники

24 июня 2017 | 12:01   ЮНЕСКО на очередной сессии в июне приняло решение о создании 23 новых биосферных резерватов в мире, включая и Россию. В нашей стране это совместный с... >>

Изменится ли солнечный свет?

24 июня 2017 | 11:30   По заверению представителей NASA, в ноябре текущего года в космосе произойдёт уникальное явление: Венера пройдёт на слишком близком расстоянии от... >>

Опасный астероид приближается к Земле

24 июня 2017 | 06:54   Сегодня к Земле на максимально близкое расстояние (3 млн км), подлетит потенциально опасный астероид, который в 13 раз больше челябинского метеорита... >>

Более 100 человек накрыло оползнем в китайской провинции Сычуань

24 июня 2017 | 06:49   В результате проливных дождей в центральной части Китая в уезде Маосянь провинции Сычуань сегодня около 01.00 мск на одну из деревень в районе города... >>

Погода в Москве 24 июня

24 июня 2017 | 06:17   Сегодня инициатива в формировании столичной погоды будет принадлежать промежуточному гребню антициклона, который минимизирует вероятность дождей... >>

Опасные явления погоды: где стоит ожидать разгула стихии?

24 июня 2017 | 05:58   Сегодня на Среднюю Волгу активный циклон, закрутившийся на фронтальной волне, принесёт обильные ливни, грозы град и шквалистое усиление ветра... >>

Погода в Санкт-Петербурге 24 июня

24 июня 2017 | 05:50   В первый выходной день к западным границам Ленинградской области приблизится тёплый атмосферный фронт очередного атлантического циклона... >>

Фронт экстремально высоких температур продолжает своё движение

23 июня 2017 | 21:21   Субтропическая жара захватывает всё новые территории. После рекордов в Центральной и Восточной Сибири пришло время рекордно высоких температур в... >>

Загадочные фигурки из песка поразили сахалинцев

23 июня 2017 | 17:09   Некоторое время назад сахалинцы стали свидетелями загадочного природного явления. Огромное количество небольших фигурок из песка в виде конусов и... >>

Погода на выходные: дожди, грозы, град...

23 июня 2017 | 14:23   Самые неблагоприятные погодные условия будут в субботу на севере Волгоградской области, в Среднем Поволжье, в воскресенье – в Предуралье и на Южном... >>

Дикие хищники приходят в ужас от политических обозревателей

23 июня 2017 | 12:43   Большинство людей боятся диких хищников, однако насколько обоснованы эти страхи? Биологи из Калифорнии (Калифорнийский университет, Санта-Круз... >>

Зимнее солнце будет согревать финские дома

23 июня 2017 | 10:38   Учёные из финского Университета Аалто воспользовались методом моделирования, чтобы определить, могут ли солнечные панели конкурировать с... >>

Сибирь находится в зоне риска

23 июня 2017 | 10:25   Жаркая погода в Сибири опять может резко сменяться сильным ненастьем. В четверг в его эпицентре оказался юг региона. В Новосибирске за час похолодало... >>

Третий полюс планеты будут изучать системно

23 июня 2017 | 10:24   В Азии Тибет называют третьим полюсом планеты Земля. Его площадь составляет около 5 миллионов квадратных километров со средней высотой около 4000... >>

Новые суперкомпьютеры позволят прогнозировать грозовые облака

23 июня 2017 | 09:55   Новые суперкомпьютеры позволяют моделировать место и время возникновения конвективных облаков в континентальном масштабе. Об этом сообщили... >>

Для демонтажа АЭС в Японии будут использовать роботы-скелеты

23 июня 2017 | 08:21   В Японии планируют использовать роботизированные экзоскелеты для демонтажа АЭС. Надетые поверх защитных костюмов, они облегчат физический труд... >>

В Иркутской области в лес смогут попасть только пожарные

23 июня 2017 | 08:08   Режим ЧС ввели в Иркутской области из-за лесных пожаров с 22 июня. Соответствующий указ подписан губернатором региона Сергеем Левченко... >>

Накануне вечером в Хакасии выпал крупный град

23 июня 2017 | 07:57   По многочисленным сообщениям пользователей социальных сетей, вчера вечером на берегах озера Белё в Ширинском районе Хакасии прошёл сильный град... >>

Когда наступит лето в Приморье?

22 июня 2017 | 19:13   По географическому расположению Приморский край – один из самых южных регионов страны: его северная граница проходит южнее широт... >>

Сибирские учёные создали уникальный сорбент

22 июня 2017 | 16:15   Российскими учёными был создан уникальный биосорбент для устранения нефтяных загрязнений. Уникальность состоит в том, что он не требует сбора и... >>

Смертельные пожары в Португалии

22 июня 2017 | 12:35   Лесные пожары в Португалии обычно наблюдаются в августе, когда на территории страны устанавливается сухая и жаркая погода. В этот раз жара пришла... >>

Крупный град прошёл по северу Алтайского края

22 июня 2017 | 11:54   Сегодня мы писали о неблагоприятном прогнозе погоды для Алтайского края, предусматривающего ливни, грозы с градом и шквалистый ветер... >>

Орёл украл рыбу у канадского рыбака

22 июня 2017 | 10:57   Канадский рыбак Эштон Филлипс опубликовал необычное видео, в котором орёл пикирует на его лодку и крадёт наживку, предназначенную для ловли рыбы... >>

В Сибири установилась африканская жара

22 июня 2017 | 10:33   Уже который день в Сибири стоит аномальная жара. В зонах отдыха Красноярска, Омска, Новосибирска яблоку негде упасть, как на черноморских пляжах... >>

На юге Западной Сибири ожидаются ливни, грозы и град

22 июня 2017 | 10:04   Сегодня неустойчивая погода сохранится на юге Западной Сибири. Атмосферный фронт, пытающийся сбить жару, медленно продвигается по территории региона... >>

Русский Север заливают дожди

22 июня 2017 | 08:56   В течение минувшей ночи погоду в северной половине Европейской России определял активный циклон. Он стал причиной дождей, местами сильных, с грозами... >>

Иногда и люди приносят детей аистам

22 июня 2017 | 07:36   Часто говорят, что детей людям приносят аисты. Но иногда случается и наоборот. Так в деревне Осовница, что в Брестской области Белоруссии... >>

Лоси с возрастом учатся избегать встречи с охотником

21 июня 2017 | 17:30   Чем старше становятся лоси, тем больше у них жизненного опыта, и они даже умеют избегать встреч с охотниками. Экологи из Альбертского университета ... >>

К 2100 году от аномальной летней жары будет страдать 3/4 населения планеты

21 июня 2017 | 17:30   К началу следующего столетия почти три четверти населения Земли будут жить в зонах с аномально высокими летними температурами. В статье... >>

Плотины наносят больше вреда, чем пользы?

21 июня 2017 | 17:09   Для чего нужны плотины? Многие современные плотины выполняют одновременно две или три задачи: защита от наводнений и разрушительных паводков;... >>