Как глобальное потепление влияет на обитателей Арктики?

21 апреля 2017 | 19:24  Центр ФОБОС
depositphotos.com ©OndrejProsicky
В ходе уникальной экспедиции учёные Мурманского морского биологического института смогли собрать интереснейшие данные об изменениях флоры и фауны Арктики в условиях глобального потепления и недавно завершили обработку результатов. Подобных экспедиций не проводилось 30 лет.
Прошедшая в апреле-мае 2016 года экспедиция длилась 55 суток, год ушёл на обработку результатов. Основной темой было изучение состояния экосистем прикромочной зоны - территории моря вблизи границы льдов. Главный интерес для учёных представлял планктон – низшая цепочка пищевой цепи, от развития которого зависит жизнь всех остальных обитателей Арктики. И именно здесь их ждало неожиданное открытие.
Потепление в Арктике проявляется очень заметно. Учёные констатируют отступление границы льдов на север. По некоторым оценкам, за последние годы граница отодвинулась на расстояние порядка сотни километров. Это должно было бы привести к развитию флоры, в том числе планктона, так как растения получают больше свободного водного пространства и солнца. Однако биологи установили, что этого не происходит, и планктон на освобожденных ото льда акваториях развивается с запозданием.
Точные причины такого кажущегося противоречия ещё предстоит установить, но некоторые предположения уже есть. По мнению исследователей, это связано с биологическими циклами развития, генетикой организмов, что влияет на их развитие гораздо больше, чем смещение льдов и солнечный свет.
Учёные также смогли обнаружить микроводоросли на глубине в 300 метров. Раньше предельной глубиной считалась отметка в 40-50 метров, поскольку глубже не проникает солнечный свет. Возможно, что эти растения, существующие за счет фотосинтеза, при недостатке света умеют "перестраиваться" на потребление органических веществ из воды, или же они могут обходиться самым минимальным количеством света, в какой-то мере проникающего на такие глубины.
Ещё одно удивительное открытие касалось самых крупных животных Арктики – гренландских китов, точнее – восточно-атлантической популяции этого вида, занесённой в Красную книгу. Её представителей в мире всего около 100 особей. За время экспедиции вдоль кромки льдов было обнаружено 12 китов. Эти животные питаются планктоном, фильтруя его из воды, поэтому летом их видят в открытом море, где пищи максимальное количество. Но во время экспедиции планктон возле льдов находился еще в зимнем состоянии, то есть его было мало и он не развивался. Поэтому киты держались у льда не ради пищи, а по каким-то другим причинам. Вероятно, это связано с генетикой, но могут быть и другие, пока неизвестные науке причины.
Больше всего учёных волнует влияние потепления на хрупкую экосистему Арктики. Не приведет ли уменьшение площади льда, опреснение и повышение температуры воды к нарушению биологического равновесия и исчезновению растений и животных? Во многом ответы на эти вопросы мурманские учёные смогли получить.По данным экспедиции, потепление действительно влияет на флору и фауну. Живущий у кромки льда планктон уходит вслед за ним на север, а на его место приходят более теплолюбивые собратья. Было обнаружено около 15 новых видов планктона, которые раньше в таких широтах не обитали.
Мигрируют и животные, так называемые донные сообщества - моллюски, крабы, некоторые рыбы. Ученые обнаружили рыбу-иглу - арктическую родственницу известной рыбы из Красного моря - на сотни километров севернее мест, которые считались границей ее обитания. Это была самая неожиданная находка для участников экспедиции.
Не повлияет ли такое перемещение на весь остальной животный мир - промысловых рыб и морских млекопитающих, которые питаются более низшими животными и растениями? По мнению ученых, опасаться здесь нечего. Происходит замена на конкретной территории одних видов другими, верхние звенья пищевой цепочки без кормовой базы не останутся.
Вот на кого исчезновение льдов может повлиять, так это на гренландских тюленей, которые дают потомство только на льду. Но пока на привычных им местах лёд ещё есть. К тому же морские биологи уверены, что потепление носит циклический характер, поэтому скоро начнется обратный процесс, обратная миграция флоры и фауны.
В любом случае изменения происходят постепенно, они не катастрофичны, животный мир успевает к ним приспособиться. Особенно это касается животных, у которых допустимое изменение температуры, при которой они могут жить, достигает десятка градусов. Если какие-то виды и будут затронуты, то это естественный эволюционный процесс.