Мозг и климат

26 декабря 2016 | 07:32  Центр ФОБОС
depositphotos.com © ErwinStevens
Международная группа учёных пришла к выводу, что жизнь в суровом климате могла привести к увеличению головного мозга некоторых птиц. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.
Причины развития непропорционально большого мозга у некоторых животных, до сих пор неизвестны. К факторам, которые могли к этому привести, относят в частности образ жизни и климат. Влияние климата на размер мозга описывает гипотеза «когнитивного буфера», согласно которой крупный мозг помогает адаптироваться к сезонной изменчивости объёма пищи.
Чтобы проверить эту гипотезу, учёные из Исследовательского центра экологии и лесного хозяйства (Испания) изучили данные о размере мозга и тела у 4744 птиц, относящихся к 1217 видам и живущих на всех континентах в различных климатических условиях. Для оценки доступности пищи в зависимости от сезона в анализ также были включены данные о продуктивности растений.
Сопоставление данных показало, что птицы, обитающие в регионах с большей сезонной изменчивостью, имеют более крупный мозг. При этом корреляция была обнаружена только для трёх из четырёх рассматриваемых отрядов: совообразных, воробьиных и дятлообразных. В отряде курообразных такой связи зафиксировано не было. По мнению ученых, это может быть связано с особенностями рациона последних. Так, в отличие от трёх других отрядов, курообразные способны выживать в регионах с большой сезонной изменчивостью не за счёт пластичности поведения, а других факторов. Например, это могут быть пониженный уровень метаболизма или специализация на «некачественной» пище, такой как иголки хвойных деревьев. Затем авторы провели филогенетическую реконструкцию эволюции размера мозга, чтобы оценить причинно-следственную связь. Результаты показали, что большую статистическую поддержку имеет модель адаптивной эволюции, согласно которой мозг птиц увеличился в ответ на тяжелые климатические условия. Косвенно это подтвердило то, что корреляция наблюдалась только у не мигрирующих видов.

Выражение «птичьи мозги» нужно выбросить на свалку истории

16 июня 2016 | 16:15   У птиц в переднем отделе мозга, отвечающем за сложное поведение, содержится больше нейронов, чем у большинства млекопитающих, включая низших приматов... >>

Мозг осуществляет непрерывный «мониторинг» температуры окружающей среды

18 сентября 2016 | 14:27   В мозге человека нашли нейронный «термометр». Специальные нейроны в мозге реагируют на повышение температуры вокруг и одновременно сообщают организму... >>

Штурманские способности насекомых

14 мая 2015 | 17:54   В головном мозге мух расположена группа специальных нейронов, которые отвечают за ориентацию насекомого в пространстве, сообщает журнал Nature... >>

Как определить загрязнённость воздуха по фотографии?

26 августа 2015 | 14:33   Ученые из Рочестерского университета создали алгоритм для определения концентрации атмосферной пыли по любительским фотографиям. Программа использует... >>

явления погоды в Москве: пасмурно, дождь

Российские физики учатся управлять молнией

25 апреля 2019 | 17:02   Российские физики научились частично разряжать грозовое облако молнией на подходе к защищаемому объекту. Методика заключается в искусственном... >>

В Москве с каждым днём становится теплее

25 апреля 2019 | 13:23   Накануне столичная погода впервые в этом сезоне взяла отметку в +20°, и минувшая среда стала самым тёплым днём с начала года. Однако в лидерах она... >>

Погодная идиллия заканчивается

25 апреля 2019 | 13:14   Очень тёплая, сухая и спокойная погода, установившаяся в центральных областях Европейской России, способствует отдыху на природе, убаюкивает и... >>

МКС 24 раза уклонялась от опасных объектов

25 апреля 2019 | 11:38   Международная космическая станция (МКС) за более чем 20-летний период эксплуатации 24 раза уклонялась от опасных космических объектов... >>

Новый взгляд на ветрогенераторы

25 апреля 2019 | 10:03   Человечество использует энергию ветра не менее 2500 лет, и только в XX веке с приходом электричества её заменили ископаемые виды топлива... >>

Рекордное тепло на северо-западе России

25 апреля 2019 | 08:25   Третий день северо-западные регионы Европейской России находятся во власти солнечной и аномально тёплой погоды. Среднесуточная температура воздуха на... >>

Погода в Санкт-Петербурге 25 апреля

25 апреля 2019 | 07:29   В наступивший четверг Ленинградская область будет находиться на северной периферии барического максимума. Его стараниями в регионе переменная... >>

Погода в Москве 25 апреля

25 апреля 2019 | 07:26   Медленно уходя на юг и разрушаясь, сегодня антициклон ещё сохранит в столичном регионе относительно малооблачную и сухую погоду. При этом по-прежнему... >>

Флешмоб «Полёт в стратосферу»

25 апреля 2019 | 06:37   26 апреля 2019 года Гидрометеорологическая служба России будет отмечать 185 летний юбилей! В честь этого праздника Росгидромет проводит флешмоб... >>

Холодный фронт усилит ветер в пылающей Сибири

25 апреля 2019 | 00:36   Смещение холодного фронта будет усиливать ветер в горящих районах Сибири. Из-за подожжённой травы в среду едва не лишился одной из главных... >>

Разноцветная планета: «синий лес»

24 апреля 2019 | 16:20   Лес Халлербос в Бельгии – фаворит среди природных достопримечательностей страны. Он красив в любое время года, но в апреле превращается в сказочное ... >>

Москвичей учат правильно собирать мусор

24 апреля 2019 | 13:41   В столице России прошла экологическая акция по раздельному сбору отходов «Разделяй и используй». В эти дни специально маркированные мобильные пункты... >>

Сильные дожди привели к наводнению в Ташкенте

24 апреля 2019 | 13:17   Социальные сети заполнены сообщениями о сильных дождях в столице Узбекистана, пользователи начинают беспокоится о том, что же происходит с дорогами в... >>

На восстановление озера соберут 50 млрд. долл.

24 апреля 2019 | 12:27   ООН поможет собрать 50 мрд. долл. на проект по восстановлению пострадавшего от засухи озера Чад. Озеро, которое граничит с Нигерией, Нигером... >>

Сегодня – самый тёплый день года!

24 апреля 2019 | 11:47   Речь идёт о Москве. По данным метеостанции на ВДНХ, в 11 часов в столице зафиксирована самая высокая температура с начала года – +20,2°... >>