Эволюция имеет и обратный ход

26 августа 2016 | 17:50  Центр ФОБОС
Оказавшись в дикой природе, зеркальные карпы всего за несколько десятков поколений вернули себе нормальную плотную чешую. При этом ключевая мутация, ответственная за отсутствие чешуек, у них сохранилась. Чтобы «запустить эволюцию вспять», рыбы использовали другие гены.
В начале ХХ века зеркальные карпы — искусственно выведенная форма сазанов, практически лишённых чешуи, были выпущены на волю на Мадагаскаре. Жители острова активно занимаются ловом этих рыб и уже в 1950-х годах заметили, что у них стала вновь появляться чешуя. К настоящему времени карпы вовсе перестали быть зеркальными. Этим «регрессом» результата искусственного отбора заинтересовался французский биолог Марк Вандепут. Вместе с коллегами из Венгрии и Мадагаскара учёный выловил 686 карпов, примерно 65% из которых имели полноценную плотную чешую. Известны по крайней мере две независимые мутации в двух копиях разных генов, приводящие к потере чешуи, и их разные сочетания создают разные формы зеркальных карпов. Одну из мутаций удалось связать с геном рецептора фактора роста фибробластов. Вторая остается неизвестной, но в гомозиготной форме она смертельна для рыб.
Изучив ДНК мадагаскарских карпов, густо покрытых чешуей, авторы обнаружили, что у них сохранилась мутация в обоих копиях гена. Проведя серию скрещиваний, Вандепут с соавторами убедились, что увеличение у них плотности чешуи определяется именно геномом: наследуемость этого признака составила 0,49. За столетие, прошедшее с момента, когда их зеркальных предков выпустили на Мадагаскаре, сменилось меньше 40 поколений, и за это время карпы «нашли» другие способы вернуть себе чешую.
По мнению авторов, столь быстрые эволюционные изменения могут быть связаны с полигенной природой этого признака: дополнительные геномные варианты, влияющие на плотность чешуи, могут встречаться и у особей «дикого типа», однако нормальное состояние гена маскирует их действие. У зеркальных карпов, имеющих мутантный ген и оказавшихся под давлением естественного отбора (скорее всего, плотная чешуя обеспечивает лучшую защиту от паразитов), эти пока неизвестные генные варианты сумели проявиться, вернув им естественное чешуйчатое покрытие кожи.
Этот результат интересен и с точки зрения закона необратимости эволюционных процессов, согласно которому однажды утраченный признак не может восстановиться даже после возвращения прежних внешних условий. С одной стороны, карпы вновь обзавелись нормальной чешуей; с другой же, этот процесс пошел вовсе не по простому пути восстановления исходной формы гена.

В жару — клёво!

19 июня 2016 | 13:03   На клёв рыбы, кроме мастерства самого рыболова, влияет большое количество других факторов, в основном — погодных. Температура воды... >>

Кто настоящий враг купальщиков?

5 января 2015 | 17:41   Принято считать наиболее кровожадными и беспощадными из рыб акул и пираний. На самом деле, едва ли не наибольшее количество нападений на человека... >>

«Чужие» на Земле

13 июля 2015 | 20:30   Недавно было выловлено странное существо, очень похожее на персонаж фантастического фильма «Чужой» — странный пузырь с огромными зубами... >>

Противоречия религии и науки

6 декабря 2015 | 11:19   Верховный суд американского штата Гавайи признал недействительным выданное властями разрешение на строительство одного из самых мощных телескопов в... >>

Два циклона задержат зиму в Восточной части страны

20 марта 2019 | 01:04   Во вторник днем снегопады привели к транспортному коллапсу на юге Приамурья. Резко увеличилось количество аварий в Благовещенске... >>

Среда обитания: «умные» лампы узнают ваши секреты

19 марта 2019 | 16:45   Тренд последних лет – нацеленность на развитие «умных» городов, которые, по мнению экспертов, должны стать кластерами новых «зелёных» технологий... >>

Камчатка готовится к непогоде

19 марта 2019 | 13:27   К берегам Камчатки со стороны Охотского моря приближается циклон. Уже в среду он принесёт на полуостров сильные продолжительные осадки в виде дождя и... >>

Зачем собрали тонны мёртвых кабанов в лесу?

19 марта 2019 | 13:06   В природе иногда отмечается массовая гибель животных. Вот несколько примеров, случившихся с 2015 года. За несколько недель погибло более 200 000... >>

«Бомбовый» циклон на Среднем Западе

19 марта 2019 | 11:28   Тревожные сообщения продолжают поступать из США. По крайней мере, один человек пропал без вести в минувший понедельник после разрушительного... >>

Река Миссури вышла из берегов

19 марта 2019 | 11:01   Резкое повышение уровня воды в реке Миссури произошло в штате Небраска (США). Причиной наводнения стали проливные дожди. Непогода привела к... >>

Метеорит взорвался недалеко от Чукотки

19 марта 2019 | 10:23   По данным NASA, огромный метеоритный взрыв, эпицентр которого располагался над Беринговым морем, произошёл в прошлом году. Взрыв произошёл в... >>

Ледяные землетрясения обнаружены в Антарктиде

19 марта 2019 | 09:42   Сейсмографы английских полярников на ледовом шельфе Мак-Мёрдо (Антарктида) зарегистрировали необычную сейсмическую активность. Это несколько сотен... >>

Погода в Москве 19 марта: дождливо

19 марта 2019 | 07:44   Сегодня синоптическая ситуация в столичном регионе обусловится теплым сектором атлантического циклона и одновременно влиянием холодного атмосферного... >>

Зима попробует вернуться на юг Дальнего Востока

19 марта 2019 | 00:31   В понедельник основной удар зима нанесла по Прибайкалью. То, что происходило в Иркутске, автомобилисты иначе как коллапсом и кошмаром не называли... >>

Британцы признались в лени быть «зелёными»

18 марта 2019 | 18:10   Несмотря на активные поиски учёных по решению насущных экологических вопросов и попытки властей по исполнению принятых обязательств в этой области... >>

Климатический феномен в Долине Смерти

18 марта 2019 | 16:26   Шторм, который бушевал в США в первых числах марта, обрушил на Южную Калифорнию почти трёхмесячную норму осадков. В результате в одном из самых... >>

Учёные научились предсказывать землетрясения

18 марта 2019 | 13:05   Сотрудники Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН разработали инновационный метод предупреждения последствий землетрясений и извержений... >>

Кавказ засыпало снегом

18 марта 2019 | 10:52   Атмосферные фронты, пересекая южные регионы страны, ещё накануне отметились обильными осадками в Крыму и на Кубани. И минувшей ночью ненастье... >>

Землетрясение в Индонезии оказалось смертоносным

18 марта 2019 | 10:12   В воскресенье, 17 марта, на острове Ломброк в Индонезии произошло землетрясение магнитудой 5.5. Эпицентр находился на глубине 19 км... >>

В Европейскую Россию спешит настоящая весна

18 марта 2019 | 09:23   В Россию из Атлантики идёт мощная волна тепла. А в выходные экстремальная жара накрыла юго-восток Испании. В Севилье, Малаге, Барселоне местные... >>

В Сибири новые рекорды температуры

18 марта 2019 | 08:47   Минувшее воскресенье оказалось щедрым на тепло на просторах Сибири, и новые температурные максимумы были зарегистрированы на обширной территории от... >>

Погода в Москве 18 марта: запахнет весной

18 марта 2019 | 07:26   Сегодня синоптическая карта столичного региона будет представлена западной периферией антициклона, благодаря чему москвичей ждет преимущественно... >>

Астероид идёт на сближение с Землёй

18 марта 2019 | 07:10   22 марта к Земле приблизится крупный астероид EA2 . Как сообщают ВЕСТИ.ru со ссылкой на NASA, он пролетит мимо нашей планеты на расстоянии 305 тысяч... >>

Погода недели: робкие шаги весны

17 марта 2019 | 17:05   Жителей Южной России ожидает по-весеннему тёплая погода. Осадки в регионе будут носить локальный и кратковременный характер и не помешают солнцу... >>

Приложения на смартфоне могут спасти жизнь

17 марта 2019 | 16:36   Кризисный центр Google создал приложение «тревожной кнопки» для того, чтобы в случае природных катаклизмов люди могли оповещать друг друга об... >>

«Почётным мэром» стал ещё один козёл

17 марта 2019 | 15:15   Самые известные «службисты» в мире – это коты. Об эрмитажных котах знает вся страна. В списке «мяу» служебного назначения коты числятся и в качестве... >>

«Увидел грача – весну встречай»

17 марта 2019 | 13:45   Сегодня православные вспоминают Герасима Вологодского и Герасима Иорданского. А в народе этот день прозвали Герасим-грачевник, так как именно 17... >>

Весна идёт неторопливо

17 марта 2019 | 13:29   Основным фактором, формирующим условия погоды в столичном регионе на предстоящей неделе, останутся циклоны. Они будут перемещаться по северу... >>

В Калифорнии массовое нашествие бабочек

17 марта 2019 | 11:34   Североамериканские бабочки-репейницы (лат. Vanessa cardui) проводят зиму в калифорнийских и мексиканских пустынях, где набираются сил и размножаются... >>

Смертоносное наводнение в Зимбабве

17 марта 2019 | 09:28   Мощный циклон в пятницу вызвал сильные и продолжительные дожди на территории Зимбабве. В стране наблюдаются проблемы с транспортным сообщением и с... >>

Аномальное тепло в Сибири

17 марта 2019 | 07:01   Минувшая суббота продолжила период рекордно тёплой погоды на территории Сибири. Накануне природа вновь обновила десятки суточных рекордов... >>

В Адриатике обнаружили уникальный коралловый риф

16 марта 2019 | 16:26   Вдоль побережья Адриатического моря, недалеко от популярного приморского города Монополи, итальянские учёные обнаружили уникальный нетронутый... >>

В США стадо коров завалило снегом

16 марта 2019 | 15:18   Зимний шторм "Ульмер", накрывший недавно США, принёс с собой мощные метели и снегопады. В СМИ сообщалось, что пострадало сразу несколько штатов. Так... >>

Нобелевская премия за борьбу с потеплением?

16 марта 2019 | 12:34   Шведскую школьницу Грету Турнберг номинировали на Нобелевскую премию мира за её вклад в борьбу с глобальным потеплением, сообщает издание Aftonbladet... >>