Уникальное место планеты – Сухие долины

9 июля 2015 | 19:57  Центр ФОБОС
Если у любого обывателя спросить: какое место на Земле является самым сухим, он без промедлений назовет Сахару либо какую-то другую пустыню и крайне удивится, узнав, что таким местом является область под названием Сухие долины в Антарктиде. В год здесь выпадает примерно 25 миллиметров различных осадков, но даже эти крохи высыхают на лету, никогда не долетая до поверхности земли.
Трудно представить, но на этом континенте, покрытом толстым слоем льда, есть долины, полностью свободные от снега и льда, поскольку влага в их окрестностях моментально испаряется под воздействием мощнейших ветров, часто достигающих немыслимой скорости в 320 км/ч. Эти ветры крошат даже скалистые утесы и шлифуют камни-глыбы. Ветры в этих местах полноценные хозяева, ведь дождя и снега в Сухих долинах не было, по самым грубым подсчетам, примерно два миллиона лет.
Сухими долинами называют территорию площадью около 8 000 кв. км трёх долин-оазисов (Райта, Виктории, Тейлора), расположенных на Земле Виктории в Антарктиде в западном направлении от большого пролива Мак-Мёрдо. В каждой из этих долин встречаются довольно интересные соленые озера, а крупнейшим из них является озеро Ванда с глубиной около 60 метров, которое сковано льдом толщиной до 4 метров. Солёность воды в здешних озерах намного превышает даже показатели воды из Мёртвого моря. Четыре месяца в год Сухие долины утопают во мраке полярной ночи.
Хотя в Сухих долинах не зафиксировано ни одного случая несанкционированной человеческой деятельности, с 2004 года эти места под свою защиту взяла ЮНЕСКО. А климат суровой пустыни, по мнению многих учёных, просто идеален для различных научных исследований.
Там в наши дни проводятся испытания спускаемых исследовательских космических аппаратов типа «Викинг», поскольку, по мнению специалистов NASA, природные условия здешних долин идентичны условиям Марса. Поскольку в Сухих долинах время от времени находят различные виды бактерий, исследователи предполагают, что такие же формы жизни могут существовать и на Красной планете.
В этом уголке Земли, где дождя не было миллионы лет, ведутся геофизические и геологические исследования. А ещё учёные пытаются определить предел возможностей биосферы и различные этапы формирования климата и жизни на Земле.
Жизнь исследователей в этом уголке Антарктиды намного труднее, нежели на других станциях. Дело в том, что в Сухих долинах существует строгий экологический контроль. Исследователем запрещено даже умываться. Да и как это сделать, когда воды просто нет? Чтобы приготовить пищу и кипяток для чая или кофе, приходится растапливать лёд, привезенный из других участков. Более того, согласно установленным в этой области правилам, всю грязную воду и другие отходы вывозят из Сухих долин с такой тщательностью, словно радиационные отходы из атомной станции – ни одной капли воды не должно очутиться на здешней почве, дабы чуждые этому месту бактерии не проникли в уникальную экосистему.
Несмотря на всю свою суровость, Сухие долины очаровывают с первого взгляда своими красивыми пейзажами. В долине Тейлор находится Кровавый водопад (явление, когда с огромной глыбы льда падает вода буро-красного цвета). Причиной такого явления служит некая анаэробная бактерия, перерабатывающая железо и серу. Результатом её деятельности является то, что окрашенная остатками железа вода стекает с вершины ледника. На фоне белизны ледяного покрова такой поток выглядит как картинка из фильма ужасов.

В самом сухом месте Земли нашли подземные обитаемые воды

3 июня 2015 | 13:48   Ученые-полярники нашли в Антарктиде целую сеть озер. Исследования, проведенные в районе Сухих долин Мак-Мердо, где миллионы лет не было ни снега... >>

Железные дожди и туманы

3 марта 2015 | 09:01   Международный коллектив физиков и геологов, используя мощнейший рентгеновский лазер Z Machine, воссоздал те температуры и давления... >>

Крабы-йети

13 июля 2015 | 20:02   «Черные курильщики» — это источники обогащенной сероводородом горячей воды, бьющие в глубоководных долинах срединно-океанических хребтов... >>

Матушка-природа пытается вытащить из-под нас ковёр

3 апреля 2015 | 18:35   Холмы Долины Антилопы, расположенной в Калифорнии, славятся своими яркими красками, придаваемыми здешним пейзажам миллионами маков... >>

Погода новой недели: тепло возвращается

20 мая 2018 | 22:32   В южных регионах России ожидается неустойчивая, с локальными ливнями и грозами, погода. Но они не помешают солнцу прогревать воздух – в полуденные... >>

В Тюмени разогнался сильный ветер

20 мая 2018 | 20:50   В социальных сетях появляется множество сообщений о непогоде в Тюмени. Пользователи делятся информацией о сильном ветре, который повалил в городе... >>

К середине XXI века 68% населения планеты будет жить в городах

20 мая 2018 | 15:50   ООН призывает развивать инфраструктуру, экологию и социальные службы в городах, чтобы обеспечить в них достойные условия жизни. По мнению авторов... >>

Крупнейший в мире коралловый риф не оправился от отбеливания

20 мая 2018 | 13:19   Кораллы составляют менее 1% морской среды Земли, но в них проживает более 25% обитателей Мирового океана. Согласно данным правительства Японии... >>

Зарядье: путешествие среди снега и льда

20 мая 2018 | 12:50   Прошлой осенью в Москве недалеко от Кремля открылся парк, демонстрирующий природно-климатические зоны России. На днях в нём открылся ещё один... >>

Гиппопотамы и рыба оказались несовместимыми

20 мая 2018 | 12:20   Экологи давно знают, что загрязнение сточных вод от производства сельскохозяйственных культур может привести к низкому уровню содержания кислорода в... >>

Фотоархивы помогут прогнозировать наводнения в горах

20 мая 2018 | 11:28   Архивы космических снимков с аппаратов серии Landsat (NASA) позволили учёным Университета Потсдама в Германии обнаружить незафиксированные ранее... >>

Оправдались прогнозы вулканологов

20 мая 2018 | 10:31   Предсказания вулканологов о возможных паровых взрывах при извержении вулкана Килауэа на Большом острове (Гавайи) оправдались. Извержение вулкана... >>

Регионы Поволжья отмечают сегодня День Волги

20 мая 2018 | 08:12   Впервые День Волги прошёл в 2008 году в Нижнем Новгороде во время проведения Х международного научно-промышленного форума «Великие реки – 2008»... >>

Погода в Санкт-Петербурге 20 мая

20 мая 2018 | 07:37   В воскресенье характер погоды на берегах Финского залива будет определять скандинавский антициклон, благодаря которому погода наладится... >>

Погода в Москве 20 мая

20 мая 2018 | 07:27   Погоду в столичном регионе сегодня будет определять холодный атмосферный фронт; большую часть дня погода будет пасмурной, местами пройдут... >>

Соловецкие постройки помогут в изучении изменения климата

19 мая 2018 | 17:37   Сотрудники Института географии РАН по результатам полевых работ доказали, что Соловецкие острова входят в редкий список уникальных природных объектов... >>

Что заставляет комаров кусаться?

19 мая 2018 | 17:01   Неожиданные результаты, полученные по итогам нового исследования комаров, помогут при стратегии лечения трансмиссивных заболеваний... >>

Из-за нашествия саранчи на Ставрополье введён режим ЧС

19 мая 2018 | 16:55   Губернатор Ставропольского края вводит режим чрезвычайной ситуации в регионе из-за массового нашествия саранчи. Вредители нанесли ущерб региону в 5... >>

Сибирская тайга – тормоз глобального потепления

19 мая 2018 | 15:21   Исследователи из Института леса Сибирского отделения РАН изучили «углеродный бюджет» старых северных лесов Евразии и пришли к выводу... >>

Кто в Европе портит воздух?

19 мая 2018 | 09:39   Европейская комиссия решила подать в суд ЕС на Францию, Германию и ряд других стран сообщества за несоблюдение чистоты воздуха, сообщает агентство... >>