ПогодаСейчас в Сиэтле:
Сев, 3 м/с
751 мм рт. ст.
05:20
20:53
Выражение «птичьи мозги» нужно выбросить на свалку истории
16 июня 2016 | 16:15 Центр ФОБОС
У птиц в переднем отделе мозга, отвечающем за сложное поведение, содержится больше нейронов, чем у большинства млекопитающих, включая низших приматов. Такое неожиданное открытие сделали ученые из США, опубликовав статью в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Исследовав строение головного мозга 28 видов птиц — от зебровой амадины до страуса эму — учёные пришли к выводу, что в среднем они имеют больше нервных клеток в паллиуме, соответствующем коре больших полушарий, нежели млекопитающие. Самыми «мозговитыми» оказались попугаи и певчие птицы: у них количество нейронов в паллиуме варьирует от 227 млн до 3,14 млрд и от 136 млн до 2,17 млрд, соответственно. Это вдвое больше, чем у приматов, имеющих мозг той же массы, и вчетверо больше, чем у грызунов.
Дело в том, что мозговые нервные клетки птиц меньше, чем у зверей, и плотнее упакованы. Кроме того, более значительная их доля концентрируется именно в переднем отделе мозга. Неудивительно, что умнейшие из птиц могут делать такие вещи, доступные, как считалось до недавнего времени, только приматам. Например, использовать орудия труда, делать сложные умозаключения и строить планы на будущее, запоминать и различать человеческие лица, и даже — после соответствующей дрессировке — с высокой точностью диагностировать у человека рак.
Получается, что пренебрежительное выражение «птичьи мозги» нужно выбросить на свалку истории, уверены ученые. На самом деле, в ходе своей эволюции птицы «разработали» альтернативный способ стать умными: не гнаться за размером мозга, а компактно упаковывать маленькие нейроны, позволяя лишь некоторым из них вырастать до такого размера, чтобы формировать длинные нервные цепочки.