Так есть ли жизнь на Марсе? Скоро узнаем!

15 марта 2016 | 01:01  Центр ФОБОС
С Байконура к Марсу отправился орбитальный аппарат «Экзомарс Трейс Гас О́рбитер» – совместная разработка специалистов Роскосмоса и Европейского космического агентства. Cверхзадача проекта «ЭкзоМарс» – ответить на вопрос, являются ли условия на поверхности Марса теоретически пригодными для существования жизни? Для этого учёные будут исследовать состав атмосферы и наблюдать за климатом планеты с орбиты.
Что уже сейчас известно о Марсе? Это – четвёртая по удалённости от Солнца планета. Средние солнечные сутки – их называют солами – длятся чуть более 24 часов. Температура колеблется от -153° до более +20°. Средняя температура – -50°. Скорость ветра – от 2-7 м/с до 100 м/с. Давление у поверхности – в 160 раз меньше земного. Атмосфера Красной планеты на 95% состоит из углекислого газа.
В общем, дружелюбным Марс не назовешь. Так может всё-таки его колонизация в обозримом будущем – плохая идея? Трёхтонный космический аппарат «Экзомарс Трейс Гас О́рбитер» несёт на себе новейшую аппаратуру. Два из четырёх основных приборов разработаны в России. Нейтронный детектор FREND даст более точную информацию о распределении воды на Красной планете. А комплекс ASC(Atmospheric Chemistry Suite) предназначен для изучения химического состава атмосферы Марса. Поможет ему в этом европейский спектрометр.
Каким же будет расписание полётов? Раз в 26 месяцев происходит так называемое противостояние Земли и Марса: планеты выстраиваются в одну линию с Солнцем. В это время расстояние между ними минимально. В зависимости от положения на орбите – от 55 до 100 миллионов километров. Одно из противостояний Земли и Марса ожидается в мае. «Трейс Газ Орбитер» доберётся до Марса за 7 месяцев. В 2018 году запуск второй части программы приурочат к Великому противостоянию планет. От Марса до Земли будет ещё ближе, чем сейчас – около 56 миллионов километров.
Одной из главных целей проекта является разгадка поведения метана на Марсе. Это газ то появляется, то исчезает на поверхности Красной планеты. Впервые приборы зафиксировали его здесь в 2003 году. Его выбросы были небольшими: 42 000 тонн; это 1/3 от объема ёмкостей танкера-газовоза средних размеров. Но более поздние исследования наличия метана на Марсе не подтвердили. Остались ничтожные концентрации, которые едва регистрировались доступными на тот день приборами. Затем ситуация с появлением и исчезновением метана повторилась.
Новый проект позволит отслеживать изменения в атмосфере более точно. Возможности спектрометров «Трейс Гас О́рбитер» в 1000 раз превышают возможности техники предыдущих поколений. Метан – простое органическое соединение. До 90% земного метана имеет биологическое происхождение. Меньше процента приходится на вулканическое. В 2004 году астрономы Годдардского космического центра NASA оценили концентрацию метана на Марсе как более 250 частей на миллиард по объему. В земной атмосфере этого газа в 7 раз больше.
Обнаружение метана в атмосфере Марса подарило ученым надежду на то, что простейшая форма жизни на Красной планете есть. Возможно, его продуцируют бактерии в почве. Вероятно также, что между горными породами и водой под поверхностью идёт реакция, результатом которой становится выделение метана. Российские приборы как раз и помогут отследить это. Важно не только обнаружение метана, но и сопутствующих компонентов атмосферы. Например, если метан обнаружится в сочетании с диоксидом серы, то газ – это побочный продукт геологических процессов. Если его найдут в присутствии пропана или этана, то это будет указанием на биологические процессы.(КАМ 3)
Наличие микроорганизмов в почве Марса станет доказательством того, что ее можно использовать и с пользой для землян, например, выращивать растения. Биологи полагают, что первый урожай на Марсе или Луне будет выращиваться под землёй. Толстый слой грунта защит растения от враждебной среды. Это и космическое излучение, и ужасная погода. Перепады температур в 100 градусов в течение суток становятся причиной возникновения пыльных смерчей. Вихри достигают высоты в 20 километров и передвигаются со скоростью около 300-350 км/ч, порой они охватывают огромные территории на несколько недель.
Ещё один сюрприз марсианской природы – фонтаны углекислоты. В тёмное время суток она замерзает, а днём на солнце, минуя жидкое состояние, переходит сразу в пар. Из 1 кг сухого льда образуется до 509 литров газа. Поверхность превращается в один сплошной гейзер.
Так что, до строительства оранжерей на Марсе, может, ещё и далеко, а вот поиски присутствия жизни начнутся уже через 7 месяцев.