Смена магнитных полюсов могла стать причиной сильного разрушения озонового слоя

18 февраля 2016 | 15:56  Центр ФОБОС
Учёные из США выдвинули гипотезу, что быстрая смена магнитного поля Земли 550 млн лет назад стала причиной сильного разрушения озонового слоя, что вызвало приток ультрафиолетового излучения и массовую гибель эдиакарской фауны, на смену которой пришли совершенные иные группы животных, пишет Science.
Полмиллиарда лет назад океаны кишели разнообразными мягкими организмами, достигавшими часто метровой величины. Животные рыли норы в толстых бактериальных матах, устилавших морское дно. Эти илистые слои служили барьером для кислорода, поэтому морское дно было еще необитаемым. Затем случилась экологическая катастрофа, и докембрийский расцвет жизни закончился так называемым котлинским экологическим кризисом, в котором вымерло большинство фауны на Земле.
Примерно 542 млн лет назад моря стали наполняться совершенно новыми видами фауны, с иным строением тела, с твердыми органами и покровами, сложно устроенными глазами. Существа активно рыли норы, нарушили целостность бактериальных матов, и кислород из атмосферы стал достигать морского дна, создав новую обитаемую нишу.
Что же вызвало кембрийский взрыв? Считается, что магнитное поле меняется раз в миллион лет. Но американские геологи предполагают, что в эдиакарский период такие смены происходили в 20 раз чаще, чем сейчас. Доказательства тому они обнаружили, изучая намагниченность горных пород возрастом 550 млн лет в Уральских горах. Известно, что во время смены направления магнитного поля оно ослабевает, из-за чего уменьшается защита поверхности Земли от ультрафиолетового излучения и космических лучей. Считается, что смена поля занимают примерно 7000-10000 лет. За это время до 20-40% озона в атмосфере могло разрушаться, увеличивая поток ультрафиолета в два раза. В таких условиях выживать лучше будут организмы, которые как-то защищены от действия опасного излучения.
Именно этим можно объяснить кембрийский взрыв фауны нового типа. Имея глаза сложного устройства, существа лучше чувствуют свет и успешнее ищут укрытия от радиации, к примеру, ныряя на глубоководье. Твердые покровы и раковины — это дополнительная защита от радиации. Способность рыть норы в морском дне также становится преимуществом.
Авторы работы планируют изучить горные породы эдиакарского периода на других континентах. Образцы этих пород могут сохранять следы первичной намагниченности, а по ним можно восстановить периоды смены магнитного поля. Ученые также надеются отыскать доказательства высоких доз ультрафиолетовой радиации в летописях ископаемых организмов того периода.

Россия уточнит свои северные границы

4 января 2016 | 09:56   Новосибирские исследователи разработали новую уникальную лабораторию, помогающую изучить побережье Арктики и окончательно сформировать северные... >>

Тайны «семейной» жизни вомбатов

8 февраля 2016 | 10:23   Австралийские зоологи из университета Аделаиды, используя специальные радары, впервые смогли изучить структуру нор вомбатов и проследить за их жизнью... >>

К чему приведёт изменение климата в Северной Америке

12 октября 2015 | 11:30   Американские учёные провели предварительный расчёт, и вывод его совсем неутешительный. Глобальное изменение климата в ближайшее столетие приведет... >>

В Жигулёвском заповеднике поселились древние обитатели планеты

1 ноября 2015 | 19:16   В «Городке барсуков», недавно построенном в экскурсионно-познавательном комплексе Бахилова Поляна в Жигулевском заповеднике недалеко от Тольятти... >>

явления погоды в Сиэтле: ясно
явления погоды в Сиэтле: пасмурно
явления погоды в Сиэтле: пасмурно с просветами
явления погоды в Сиэтле: пасмурно

Могут ли исчезнуть Гавайи?

25 мая 2018 | 10:29   В последние дни средства массовой информации уделяют очень много внимания извержению вулкана Килауэа на Гавайях. Красивое, захватывающее... >>

Куда докатится арктический холод?

25 мая 2018 | 09:41   Заморозки в ближайшие дни будут отмечаться даже в Центральном регионе страны.В четверг с погодными катаклизмами столкнулись жители Урала и Сибири... >>

Погода в Москве 25 мая: солнечно и прохладно

25 мая 2018 | 07:32   За минувшие сутки на базовой московской метеостанции ВДНХ осадки не зафиксированы. Минимальная ночная температура воздуха в столице была +12,6°... >>

Погода в Санкт-Петербурге 25 мая

25 мая 2018 | 07:21   В последний рабочий день на текущей неделе Ленинградская область окажется в центральной части скандинавского антициклона. Он сформирует в регионе... >>

В Атлантике появились предвестники первых в этом сезоне ураганов

25 мая 2018 | 07:04   После зимнего перерыва активизируется циклоническая деятельность у атлантического побережья Центральной Америки. По климатическим данным... >>

В Индии выращивают «живые мосты»

25 мая 2018 | 06:43   Совсем недавно Россия закончила первый этап строительства Крымского моста, связав грандиозным сооружением полуостров с материковой частью страны... >>

«Умные» пластыри предупредят, когда нужно прекратить загорать

24 мая 2018 | 16:45   Не единожды полученные повышенные дозы ультрафиолета повышают риск развития злокачественных опухолей и способствует появлению морщин... >>

Причиной миграции коренных американцев стала морская вода

24 мая 2018 | 14:16   Специалисты из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне и Тулейнского университета в Новом Орлеане (США) изучили развалины поселения американских... >>

Почему у птиц нет зубов?

24 мая 2018 | 12:27   Исчезновение зубов у птиц помогло сократить сроки появления птенцов из яиц, предположили палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Biology... >>

Искусство на службе экологии

24 мая 2018 | 11:41   Творчество художника К. Фланигана из Мексики является одновременно и подводным искусством, и экспериментом по восстановлению кораллов... >>

Обнаружена разница между данными наблюдений и очётов о загрязнении

24 мая 2018 | 11:06   Наземные и спутниковые наблюдения показывают, что в США уровень загрязнения воздуха привел к существенному сокращению выбросов и соответствующему... >>

Систему жизнеобеспечения космонавтов усовершенствуют

24 мая 2018 | 10:21   Российские учёные планируют создать систему переработки углекислого газа в воду и использовать её в длительных космических полётах... >>

Вокруг Крымского моста создали метеорадиолокационное поле

24 мая 2018 | 08:58   16 мая 2018 года по Крымскому мосту запустили автомобильное движение. И если паромная переправа достаточно жёстко зависела и от волнения моря... >>

Погода как по заказу!

24 мая 2018 | 08:46   Погода в Санкт-Петербурге, где сегодня начинается Международный экономический форум, продолжит удивлять. А накануне сильные грозовые ливни прошли в... >>

NASA опубликовало снимки «корональной дыры»

24 мая 2018 | 08:03   Лаборатория динамики Солнца NASA опубликовала видео, cоставленное из последовательных снимков солнечной короны. Снимки датированы 18-19 мая... >>

Более 1000 лет назад индейцы специально сажали леса

23 мая 2018 | 16:45   Человек не всегда вырубал леса под свои нужды. Оказывается, есть пример, когда сотни и сотни лет назад возникли лесные насаждения благодаря активной... >>

Магнитное поле Земли сдвигается к западу

23 мая 2018 | 14:06   В статье, недавно опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society A, сообщается, что магнитное поле нашей планеты понемногу движется на... >>

В выходные в центре страны ожидаются ночные заморозки!

23 мая 2018 | 13:02   В конце рабочей недели на Русскую равнину с северо-востока прорвётся новая порция арктического холода. В четверг в столичном регионе ещё удержится... >>

Российская экспедиция может попасть в Книгу рекордов Гиннесса

23 мая 2018 | 12:10   19 мая в Санкт-Петербурге состоялся старт экспедиции и научно-технического фестиваля «Эковолна»: первый российский катамаран на солнечных батареях ... >>

В Пакистане +44°!

23 мая 2018 | 11:09   Ещё в апреле в Пакистане фиксировались 40-градусные температуры. Наступивший май в крупнейшем городе страны – Карачи – удерживает... >>

Исчезающее озеро

23 мая 2018 | 09:04   На юге Австралии, на острове Тасмания, находится удивительное озеро: оно то есть, то его нет. Это, так называемое, каровое озеро – водоём... >>

У побережья Камчатки произошло землетрясение

23 мая 2018 | 08:44   Сегодня днём по местному времени у берегов Камчатки сейсмологи зафиксировали подземные толчки магнитудой 6,5. Как сообщают РИА Новости со ссылкой... >>

Погода в Москве 23 мая: солнечно и тепло

23 мая 2018 | 07:56   За минувшие сутки на базовой московской метеостанции ВДНХ осадки не зафиксированы. Минимальная ночная температура воздуха в столице была +11,9°... >>

Рекорды тепла обновились!

23 мая 2018 | 07:45   Накануне вновь были обновлены дневные максимумы на северо-западе страны. В Петрозаводске теперь он составляет +25,2°, на 0,2° превысив значение... >>

Беспрецедентные ливни обрушатся сегодня на Алтай

23 мая 2018 | 00:39   Сегодня практически вся Сибирь окажется под влиянием циклона. Во вторник этот вихрь уже был причиной экстремальной погоды. В Екатеринбурге порывами... >>

Красноярским альпакам сделали «футбольную» стрижку

22 мая 2018 | 15:07   Альпаки Ромео и Джульетте, обитатели красноярского парка флоры и фауны «Роев ручей», становятся популярными героями интернета. Причина? Их подстригли... >>

Глобальное потепление обостряет аллергию

22 мая 2018 | 12:30   Изменение климата влияет на усугубление и распространенность так называемой сенной лихорадки – сезонной аллергической реакции на пыльцу растений... >>

Мужчина мачете отбил сына у крокодила

22 мая 2018 | 10:45   Житель филиппинского города Балабак, провинция Палаван, спас 15-летнего сына, на которого напал гребнистый крокодил длиной 4,5 метра... >>

Молнии-убийцы

22 мая 2018 | 09:52   В деревне Ягодная Барановичского района Беларуси 18 мая произошел несчастный случай: грозовым разрядом убило 64-летнего местного жителя... >>

Неласковый май: очередная вылазка зимы

22 мая 2018 | 08:06   Зима предпримет очередную вылазку вглубь континента. А в последние дни проблемы за Уралом создавала экстремально тёплая сухая погода... >>

Погода в Москве 22 мая

22 мая 2018 | 07:49   За минувшие сутки на базовой московской метеостанции ВДНХ осадки не зафиксированы. Минимальная ночная температура воздуха в столице была +7,2°... >>

Пугающая природа: киты без хвостов

21 мая 2018 | 19:00   Эксперты говорят, что участившиеся встречи с морскими обитателями, плавающими без хвостов, стали жутким последствием загрязнения Мирового океана... >>

Самый старый искусственный спутник Земли ещё в полёте!

21 мая 2018 | 12:29   Спутник «Авангард-1» пока удерживает титул старейшего искусственного объекта на орбите Земли. Совсем небольшой, размером с дыню и весом около... >>

Влажные салфетки катастрофически усугубляют экологическую обстановку

21 мая 2018 | 11:17   Экологи находят все новые причины загрязнения окружающей среды и их последствия. В этот раз в центре лондонской экологической образовательной... >>

От лета не осталось и следа?

21 мая 2018 | 11:05   Холодный фронт прогнал жару с Русской равнины. Ещё в пятницу Москву накрыли зловещие серые тучи, обрушившие на мегаполис тонны дождевой воды... >>

В Москве очень высокое атмосферное давление

21 мая 2018 | 09:51   Сегодня погоду в столице определяет гребень антициклона. Смещаясь с северо-запада, он активно повышает в регионе атмосферное давление... >>

Погода в Москве 21 мая: «миллион на миллион»

21 мая 2018 | 07:19   За минувшие сутки на базовой московской метеостанции ВДНХ выпал 3 мм осадков. Минимальная ночная температура воздуха в столице была +5,3°... >>

Погода новой недели: тепло возвращается

20 мая 2018 | 22:32   В южных регионах России ожидается неустойчивая, с локальными ливнями и грозами, погода. Но они не помешают солнцу прогревать воздух – в полуденные... >>

В Тюмени разогнался сильный ветер

20 мая 2018 | 20:50   В социальных сетях появляется множество сообщений о непогоде в Тюмени. Пользователи делятся информацией о сильном ветре, который повалил в городе... >>

Куда докатится арктический холод?

Метеовести: прогноз погоды новости от ФОБОС - Куда докатится арктический холод?

25 мая 2018 | 07:47