Смена магнитных полюсов могла стать причиной сильного разрушения озонового слоя

18 февраля 2016 | 15:56  Центр ФОБОС
Учёные из США выдвинули гипотезу, что быстрая смена магнитного поля Земли 550 млн лет назад стала причиной сильного разрушения озонового слоя, что вызвало приток ультрафиолетового излучения и массовую гибель эдиакарской фауны, на смену которой пришли совершенные иные группы животных, пишет Science.
Полмиллиарда лет назад океаны кишели разнообразными мягкими организмами, достигавшими часто метровой величины. Животные рыли норы в толстых бактериальных матах, устилавших морское дно. Эти илистые слои служили барьером для кислорода, поэтому морское дно было еще необитаемым. Затем случилась экологическая катастрофа, и докембрийский расцвет жизни закончился так называемым котлинским экологическим кризисом, в котором вымерло большинство фауны на Земле.
Примерно 542 млн лет назад моря стали наполняться совершенно новыми видами фауны, с иным строением тела, с твердыми органами и покровами, сложно устроенными глазами. Существа активно рыли норы, нарушили целостность бактериальных матов, и кислород из атмосферы стал достигать морского дна, создав новую обитаемую нишу.
Что же вызвало кембрийский взрыв? Считается, что магнитное поле меняется раз в миллион лет. Но американские геологи предполагают, что в эдиакарский период такие смены происходили в 20 раз чаще, чем сейчас. Доказательства тому они обнаружили, изучая намагниченность горных пород возрастом 550 млн лет в Уральских горах. Известно, что во время смены направления магнитного поля оно ослабевает, из-за чего уменьшается защита поверхности Земли от ультрафиолетового излучения и космических лучей. Считается, что смена поля занимают примерно 7000-10000 лет. За это время до 20-40% озона в атмосфере могло разрушаться, увеличивая поток ультрафиолета в два раза. В таких условиях выживать лучше будут организмы, которые как-то защищены от действия опасного излучения.
Именно этим можно объяснить кембрийский взрыв фауны нового типа. Имея глаза сложного устройства, существа лучше чувствуют свет и успешнее ищут укрытия от радиации, к примеру, ныряя на глубоководье. Твердые покровы и раковины — это дополнительная защита от радиации. Способность рыть норы в морском дне также становится преимуществом.
Авторы работы планируют изучить горные породы эдиакарского периода на других континентах. Образцы этих пород могут сохранять следы первичной намагниченности, а по ним можно восстановить периоды смены магнитного поля. Ученые также надеются отыскать доказательства высоких доз ультрафиолетовой радиации в летописях ископаемых организмов того периода.

Россия уточнит свои северные границы

4 января 2016 | 09:56   Новосибирские исследователи разработали новую уникальную лабораторию, помогающую изучить побережье Арктики и окончательно сформировать северные... >>

Тайны «семейной» жизни вомбатов

8 февраля 2016 | 10:23   Австралийские зоологи из университета Аделаиды, используя специальные радары, впервые смогли изучить структуру нор вомбатов и проследить за их жизнью... >>

К чему приведёт изменение климата в Северной Америке

12 октября 2015 | 11:30   Американские учёные провели предварительный расчёт, и вывод его совсем неутешительный. Глобальное изменение климата в ближайшее столетие приведет... >>

В Жигулёвском заповеднике поселились древние обитатели планеты

1 ноября 2015 | 19:16   В «Городке барсуков», недавно построенном в экскурсионно-познавательном комплексе Бахилова Поляна в Жигулевском заповеднике недалеко от Тольятти... >>

явления погоды в Эшбурне: пасмурно

Дожди утомили Россию

27 июня 2017 | 17:30   В отличие от Сибири, где серьёзные проблемы создаёт огонь – бушуют лесные пожары, в европейской части России и на Урале серьёзной проблемой стала... >>

В Норвегии сфотографировали белых лосят

27 июня 2017 | 16:38   В Норвегии были замечены белые лосята. Мама с двумя месячными малышами в белоснежных шкурках прогуливалась вдоль лесной дорожки. По мнению экспертов... >>

Как повлияла космическая погода на миссию к Венере?

27 июня 2017 | 14:51   Учёные из Франции и США объяснили результаты наблюдений советской станции «Вега-2» в атмосфере Венеры, сообщает журнал Nature Geoscience... >>

Ладогу и Онегу нужно спасать

27 июня 2017 | 13:06   Карельские ученые бьют тревогу – Онежское и Ладожское озера, роль которых бесценна как источников питьевой воды для Северо-Западного региона... >>

Окурки стали источником дохода

27 июня 2017 | 11:18   Активное решение проблемы с окурками относится к редким явлением, но тем не менее, меньше чем за полгода на тему борьбы с сигаретным мусором приходит... >>

Лето никак не начнётся

27 июня 2017 | 10:40   В Европейской России установилась неустойчивая погода. В Ленинградской области неделя началась с дождей. В городе на Неве нет ни намёка на лето –... >>

Второй оползень в китайской провинции Сычуань

27 июня 2017 | 08:58   Второй за четыре дня оползень сошел в уезде Моасянь провинции Сычуань, где все еще продолжаются поиски 93 человек, пропавших без вести в минувшую... >>

Погода в Санкт-Петербурге 27 июня

27 июня 2017 | 07:41   Сегодня на погоду Ленинградской области окажет влияние тыловая часть циклонического вихря, центр которого будет кружить над западной частью... >>

Погода в Москве 27 июня

27 июня 2017 | 07:28   Сегодняшний день столичный регион проведёт в стороне от активных атмосферных фронтов, но из-за неустойчивости атмосферы в утренние часы местами ещё... >>

Лиственница и тополь спасут от степных пожаров

26 июня 2017 | 18:19   Заградительные барьеры, основу которых составляют пожароустойчивые породы деревьев, могут уберечь населённые пункты от степных пожаров... >>

Котокафе приглашает на световое шоу

26 июня 2017 | 13:55   В Санкт-Петербурге среди жителей и гостей пользуется популярностью котокафе, одновременно являющееся альтернативным приютом: ежегодно более сотни... >>

К столичному региону приближается холодный атмосферный фронт!

26 июня 2017 | 12:40   Как мы и прогнозировали утром, во второй половине дня на погоду столичного региона начнёт оказывать влияние холодный атмосферный фронт... >>

Последний удар холода

26 июня 2017 | 10:57   Дожди не прекращаются сразу в нескольких регионах европейской части страны. Сильный ливень прошел накануне в Саратове. В воскресенье дождь затопил... >>

Воскресенье – день температурных рекордов

26 июня 2017 | 10:36   В минувшее воскресенье природа на территории России не поскупилась на экстремальные температуры. Причём если в окрестностях Байкала внимание... >>

Мёд прямо в банки!

26 июня 2017 | 09:01   Не так давно в сети появилась информация про «модернизированный» пчелиный улей, позволяющий сливать мёд, не тревожа пчёл. Однако он был довольно... >>

Ведущего прогноза погоды сдуло ветром в прямом эфире

26 июня 2017 | 08:01   «Мать-природа снова победила», — этими словами прокомментировал свой видео ролик в интернете ведущий прогноза погоды на ирландском телеканале TV3... >>

Погода в Санкт-Петербурге 26 июня

26 июня 2017 | 07:11   В наступивший понедельник Ленинградская область будет находиться в холодной части циклонического вихря. Это станет причиной облачной с прояснениями... >>

В Забайкалье растёт число лесных пожаров

26 июня 2017 | 06:45   За минувшие выходные в Забайкальском крае существенно увеличилась площадь лесных пожаров. По данным пресс-службы регионального Минприроды... >>

Погода новой недели: наконец-то лето!

25 июня 2017 | 19:02   На юге Европейской России будет формироваться антициклон, так что жителей региона ждёт солнечная погода, и только в отдельные дни местами возможны... >>

В Тихом океане возник новый тропический шторм

25 июня 2017 | 17:09   В воскресенье у тихоокеанского побережья Мексики сформировался тропический шторм, которому присвоили имя «Дора». Как сообщают РИА Новости... >>

Когда прогулки по дюнам становятся преступлением?

25 июня 2017 | 17:00   Куршская коса пользуется популярностью у калининградцев и туристов, коих в этих местах с каждым годом становится больше. Однако некоторые забывают... >>

Тайна «огненных волос» Солнца

25 июня 2017 | 14:05   Астрономы НАСА заинтересовались рождением сотен миллионов спикул Солнца, которые образуют солнечный ветер, и выяснили, как они возникают... >>

Заканчивается аномальный июнь. Чего ждать от июля?

25 июня 2017 | 12:40   Новостей о погодных катаклизмах в России на прошедшей неделе хватило бы, пожалуй, на несколько месяцев. Было всё: и ураганы, и ливни, и град... >>

Австралийцы будут спасаться от кошек с помощью электрического забора

25 июня 2017 | 12:17   Правительство Австралии в 2015 году приняло решение об уничтожении 2 млн бездомных кошек. На непопулярную меру им пришлось идти ради спасения других... >>

В Поволжье прошли сильные дожди

25 июня 2017 | 10:06   Небольшой циклонический вихрь, заливший дождями Среднюю Волгу, приближается к Уралу. Накануне он отметился сильными дождями в Саратовской области... >>

Сильное землетрясение в Японии

25 июня 2017 | 09:22   Воскресным утром в центральной части Японии произошло землетрясение магнитудой 5,7. По сообщению РИА Новости, подземные толчки были зафиксированы в... >>

Кино в дорогу: в поездах РЖД показывают интересные фильмы

24 июня 2017 | 19:35   Компания «Российские железные дороги» совместно с Русским географическим обществом (РГО) запустили познавательный проект для пассажиров... >>

Феномену белых ночей нашли объяснение

24 июня 2017 | 14:45   Белые ночи характерны для умеренных и северных широт до начала летнего солнцестояния и после него. При этом всё тёмное время суток состоит из сумерек... >>

В России появились новые заповедники

24 июня 2017 | 12:01   ЮНЕСКО на очередной сессии в июне приняло решение о создании 23 новых биосферных резерватов в мире, включая и Россию. В нашей стране это совместный с... >>

Изменится ли солнечный свет?

24 июня 2017 | 11:30   По заверению представителей NASA, в ноябре текущего года в космосе произойдёт уникальное явление: Венера пройдёт на слишком близком расстоянии от... >>

Опасный астероид приближается к Земле

24 июня 2017 | 06:54   Сегодня к Земле на максимально близкое расстояние (3 млн км), подлетит потенциально опасный астероид, который в 13 раз больше челябинского метеорита... >>

Более 100 человек накрыло оползнем в китайской провинции Сычуань

24 июня 2017 | 06:49   В результате проливных дождей в центральной части Китая в уезде Маосянь провинции Сычуань сегодня около 01.00 мск на одну из деревень в районе города... >>

Опасные явления погоды: где стоит ожидать разгула стихии?

24 июня 2017 | 05:58   Сегодня на Среднюю Волгу активный циклон, закрутившийся на фронтальной волне, принесёт обильные ливни, грозы град и шквалистое усиление ветра... >>