Феномен «взрыва» полярного сияния

21 декабря 2015 | 15:00  Центр ФОБОС
Физики из Японии объяснили феномен «взрыва» полярных сияний на полюсах Земли плазменными вихрями в околоземном космическом пространстве, сообщает Journal of Geophysical Research. Ученые долгое время пытались понять, почему северное сияние иногда резко вспыхивает, буквально взрываясь, становясь на порядки ярче и затем исчезая.
На основании компьютерного моделирования верхних слоев атмосферы Земли ученые получили «распад полярного сияния», который являлся продуктом взаимодействия магнитосферы Земли и солнечного ветра. Эти частицы движутся вдоль силовых линий магнитного поля планеты, «ножки» которых находятся у полюсов Земли.
Благодаря подобному расположению силовых линий заряженные частицы, которые обычно не попадают в атмосферу благодаря этим линиям, свободно проникают в нее у полюсов, сталкиваясь с молекулами азота и кислорода, что и вызывает свечение, которое мы называем северным сиянием.
Наблюдая за этим процессом, исследователи обнаружили, что эти частицы плазмы солнечного ветра ведут себя крайне необычным образом в тот момент, когда линии магнитного поля Земли «разрываются» и заново соединяются в результате взаимодействия с магнитным полем Солнца, «отпечаток» которого несет в себе солнечный ветер.
Расчеты показывают, что в этот момент плазма не просто ускоряется и вторгается в атмосферу, что является главным механизмом зарождения полярных сияний, но и особым образом «закручивается», что заставляет ее вырабатывать электрическое поле, которое провоцирует молекулы в верхней атмосфере светиться ярче, чем обычно. Когда же плазма теряет свой заряд, сияние тускнеет и возвращается к своей нормальной яркости.

На Луне обнаружен Мафитовый курган

16 октября 2015 | 11:22   Планетологи обнаружили на Луне, в бассейне Южный полюс–Эйткен, необычный курган вулканической природы высотой 800 м , сформированный из мафита... >>

Северное сияние станет частым гостем

5 ноября 2015 | 11:20   Северное сияние раскрасило небо над страной в День народного единства. В этот раз яркие всполохи смогли увидеть даже в Центральной России и Южной... >>

Северное сияние на заказ

10 мая 2015 | 10:21   В 1997-2013 годах в США работал комплексный проект по изучению ионосферы и полярных сияний HAARP (High Frequency Active Auroral Research Program)... >>

Северное сияние на Урале

23 июня 2015 | 10:15   Северное сияние ассоциируется у нас с бескрайними просторами Арктики, белыми медведями, трескучими морозами. Просто, именно там его вероятнее всего... >>

Сильный ветер сделал 1500 человек нарушителями границы

24 августа 2016 | 12:20   Американский штат Мичиган и канадскую провинцию Онтарио разделяет судоходная река Сент-Клэр протяженностью 65 км. Уже который год американцы... >>

В пассажирских авиалайнерах скоро появится бесплатный Wi-Fi

24 августа 2016 | 12:15   Федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь» планирует разработать оборудование для предоставления услуг широкополосной... >>

Сегодня — Евпатий Коловрат: осень в Подмосковье будет тёплой и поздней

24 августа 2016 | 11:54   Евпатий Коловрат — русский богатырь, погибший в битве с воинами хана Батыя. Был воеводой Рязанской земли. Памятник Евпату Коловрату установлен в... >>

До редкого астрономического явления остался ровно один год

24 августа 2016 | 11:20   21 августа 2017 года должно произойти крупнейшее лунное затмение. Лунное затмение по своей красоте ничуть не уступает затмениям Солнца... >>

Европейская Россия оказалась на линии фронта

24 августа 2016 | 11:13   Из Европы повеяло холодом. Мощный атмосферный фронт, прокатившийся почти по всему Старому Свету, продвигается теперь к Москве. Уже накануне вечером... >>

Число жертв землетрясения в Италии возросло

24 августа 2016 | 11:04   Число жертв разрушительного землетрясения в Италии магнитудой 6.0 возросло до 24 человек. Более 100 человек числятся пропавшими без вести... >>

Глобальному потеплению стукнуло тридцать пять

24 августа 2016 | 10:53   Ровно 35 лет назад, в августе 1981 года, учёные оповестили человечество об угрозе глобального потепления на Земле. Сегодня каждый школьник знает о... >>

Землетрясение в центре Италии

24 августа 2016 | 09:50   Землетрясение магнитудой 6,1 произошло в центральной части Италии, передает европейский сейсмологический центр EMSC.Отмечается, что подземные толчки... >>

В центре Европейской России активизируются грозы

23 августа 2016 | 17:03   Как мы и прогнозировали, в столичном регионе начинается развитие мощной кучевой и кучево-дождевой облачности, активизируется грозовая деятельность... >>

Чем больше птичья стая, тем выше скорость её полёта

23 августа 2016 | 16:50   Новые исследования в Лундском университете в Швеции вызвали сенсацию среди орнитологов. Оказывается, на скорость полета стаи влияет её размер! Свои... >>

Найден наглядный способ оповещения о загрязнении воздуха

23 августа 2016 | 12:31   Определить, что окружающий воздух загрязнён, позволяет ряд устройств - проводных и портативных, но компания Aerochromics создала иной способ... >>

Усиление зноя перед сменой погоды

23 августа 2016 | 12:25   На выходных днях в тропосфере произошло очередное усиление термического гребня, ось которого направлена из аравийских пустынь на юг России... >>

МЧС России борется с лесными пожарами в Португалии

23 августа 2016 | 11:44   Самолеты-амфибии Бе-200 МЧС России защитили от пожаров в Португалии еще два населенных пункта, в которых проживают почти 30 тысяч человек... >>

Тропический «Одуванчик» обрушился на Дальний Восток

23 августа 2016 | 11:21   До российского Дальнего Востока добрался тайфун «Одуванчик» − именно так с корейского переводится «Миндулле». Тропический ураган уже успел... >>

Прогноз оправдался, однако ущерба избежать не удалось

23 августа 2016 | 06:50   Вчера в Улан-Удэ, как и прогнозировали синоптики, резко ухудшилась погода. На смену утреннему солнцу пришли грозовые тучи, грянул гром... >>

Китайское лето голосует за теорию глобального потепления

23 августа 2016 | 06:38   Утром в понедельник Центральная метеорологическая станция (ЦМС) Китая объявила очередное предупреждение "желтого" уровня в связи с высокой... >>

Приамурье ждёт перемена погоды

22 августа 2016 | 22:22   Август в Приамурье высоко держит температурную планку. О том, что лету остались считанные дни, напоминают только ночные температуры: столбики... >>

В Липецкой области выпал град размером с голубиное яйцо

22 августа 2016 | 14:25   Вчера в Ельце (Липецкая область) прошел град размером с голубиное яйцо. Местные жители жалуются на побитый урожай и выкладывают в социальные сети... >>

На Кольский полуостров придёт непогода

22 августа 2016 | 14:08   В течение ближайших суток территория Мурманской области окажется во власти активного циклона. Сейчас его центр находится над акваторией Ботнического... >>

Климат не виноват: неандертальцев погубил дым от костров

22 августа 2016 | 12:01   Вероятно, дым от доисторических костров медленно, но верно свёл неандертальцев на нет. У биологов с антропологами есть несколько предположений... >>

Самый большой принтер будет печатать жилье за $50

22 августа 2016 | 11:05   Использование принтера для быстрого возведения жилых домов может решить нарастающую проблему нехватки жилья. Одно из решений предлагают создатели... >>

Строители выпустили мальков редкой рыбы в Енисей

22 августа 2016 | 10:44   Более 3 млн мальков пеляди в бассейн реки Енисей недалеко от поселка Приморск Балахтинского района Красноярского края выпущено в рамках... >>

Аномальная жара: акация и сирень в Ростовской области перепутали времена года

22 августа 2016 | 10:04   Аномальная жара в низовьях Дона вылилась в природные сюрпризы. В конце августа в Ростове-на-Дону зацвела розовая акация, а в Константиновске ... >>

"Московский эколог" отправится в плавание

22 августа 2016 | 09:49   "Москвичи смогут изучать экологию во время речных прогулок. Для этого теплоход "Московский эколог" переоборудуют в плавучий музей Москвы-реки... >>

Жара будет усиливаться

22 августа 2016 | 08:41   Среднеазиатская жара в начале недели распространится почти на всю европейскую территорию России − 8 российских городов-миллионников окажутся в... >>

Погода предстоящей недели: пока ещё лето!

21 августа 2016 | 20:40   Большую часть недели на юге России будет располагаться гребень антициклона, так что в регионе солнечно, и только кое-где могут брызнуть... >>

Шимпанзе вели боевые действия в течение четырёх лет

21 августа 2016 | 15:45   На протяжении длительного времени никто не верил в реалистичность данных событий – приматы вели самую настоящую омерзительную многолетнюю войну... >>

Продовольственная безопасность страны под угрозой?

21 августа 2016 | 14:33   По мнению представителей Союза пчеловодов, в России в течение десяти лет могут исчезнуть медоносные пчёлы. Есть мнение, что если начнут исчезать... >>

Экстремальных дождей проливается всё больше. Когда упадёт «дождевая бомба»?

21 августа 2016 | 13:18   Учёные утверждают, сильные ливни (не только в России, но и в мире) могут стать новой климатической нормой. Причем, осадки случаются реже... >>

Глобальное потепление может привести к пробуждению древних вирусов

21 августа 2016 | 12:36   Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предупреждают о новой опасности, которую таит в себе глобальное потепление... >>

В Китае открылся самый длинный в мире стеклянный мост

21 августа 2016 | 11:32   В субботу в национальном парке Чжанцзяцзе (провинция Хунань, Центральный Китай) открылся для посетителей самый длинный (430 м) и высокий в мире... >>

В прибрежных водах Кубы падает численность ламантинов

21 августа 2016 | 10:08   Как сообщают местные СМИ, в водах, омывающих Кубу, наблюдается значительное сокращение численности ламантинов. Ламантины — это травоядные морские... >>

И вулканы умеют улыбаться

21 августа 2016 | 07:04   В начале июля на одном из гавайских островов началось извержение вулкана Килауэа, лавовый поток которого двигался со скоростью 140 метров в день к... >>

Юг Дальнего Востока находится в эпицентре ненастной погоды

21 августа 2016 | 06:05   Сегодня юг Дальнего Востока продолжит находиться в зоне влияния активного атмосферного фронта, который будет генерировать плотные облачные поля и... >>

Жаркая погода привела к массовой гибели рыбы

20 августа 2016 | 16:30   Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан подтвердило информацию о массовой гибели рыбы в ООО «Заинский рыбхоз»... >>

Статую Свободы поразила молния

20 августа 2016 | 15:39   В Нью-Йорке молния ударила в голову Статуи Свободы - одной из самых знаменитых американских скульптур. Видеоролик с моментом попадания электрического... >>

Чёрное море штормит всё чаще…

20 августа 2016 | 13:37   С 1979 года по настоящее время учёные Института океанологии РАН имени Ширшова исследовали данные ветрового волнения Чёрного и Азовского морей... >>

Погода в Санкт-Петербурге 20 августа

20 августа 2016 | 08:20   В Санкт-Петербурге облачно с прояснениями, ливни, по западу области местами гроза. Температура воздуха в городе днем +20…+22°... >>

Погода в Москве 20 августа: ливни, грозы, похолодание

20 августа 2016 | 08:00   Сегодня синоптическая ситуация в столичном регионе обусловится прохождением холодного атмосферного фронта, сопровождаемого ливнями... >>

Предстоящие выходные: жара вернётся!

19 августа 2016 | 15:08   В предстоящие выходные погоду в северо-западной части Европейской России будет определять циклонический вихрь. Там он вызовет кратковременные дожди... >>