Северное сияние станет частым гостем

5 ноября 2015 | 11:20  Центр ФОБОС
depositphotos.com © Johann
Северное сияние раскрасило небо над страной в День народного единства. В этот раз яркие всполохи смогли увидеть даже в Центральной России и Южной Сибири. Впрочем, ученые утверждают, что уже в обозримом будущем полярное сияние в этих широтах станет обычным явлением. На чем основаны такие утверждения?
Это потрясающее природное явление видели сразу в нескольких регионах России. Причем, как в северных, где полярное сияние наблюдается достаточно часто (Ленинградская и Архангельская области), так и располагающихся в более южных широтах. Например, яркие всполохи могли наблюдать жители Тверской и Омской областей. Конечно, выглядит это очень красиво. Но не стоит забывать, что такие волны в небесах– следствие магнитной бури.
Уже более суток планета находится в потоке солнечного ветра. Плазма мчится к нам со скоростью 650 км/с, временами и больше - до 800 км/с. Учёные ждали, что столкновение этого потока с магнитным полем Земли вызовет сильную бурю. До класса G3. Но прогнозы, к счастью, не оправдались. Максимального уровня возмущения достигли днём, но не преодолели планки, соответствующей слабой магнитной буре.
Но, тем не менее, для красивого полярного сияния, этого оказалось достаточно. Чудесное свечение неба обычно принимает вид лучей, полос, «занавесей». Цветные ленты шириной до 160 и длиной до 1500 километров сияют иногда по несколько суток подряд. Цвет зависит от состава атмосферы, от частиц газа, с которыми произошло взаимодействие заряженных частиц солнечного ветра. Красное свечение наблюдается на высотах 200-400 км, это атомы кислорода. Зелёное или жёлто-зеленое свечение дают атомы азота и кислорода вместе. Ну а фиолетово-синим цветом на высоте около 110 км окрашивает небо азот.
Зона распространения северного сияния напрямую зависит от положения магнитного полюса земли. В отличие от географического, он имеет свойство менять локацию. В течение 20 века он блуждал по территории Канады, а сейчас со скоростью, достигающей 46 км в год, полюс практически по прямой движется в Российскую Арктику. К 2050 году он будет находиться в районе архипелага Северная Земля. Вместе с перемещением магнитного полюса сместится и область, где ночное небо будет окрашиваться в яркие цвета. Расчеты физиков показывают, что самые яркие сполохи через 35 лет будут появляться над Восточной Сибирью. Во время магнитных бурь они будут смещаться почти до 40° северной широты.
Возможно как раз поэтому именно на Ямале сейчас устанавливается уникальное оборудование – сеть из четырех так называемых магнитометров. Три уже работают, один подключат в ближайшее время. Эти устройства будут в режиме реального времени измерять уровень возмущенности магнитосферы земли. Это, по словам ученых, например, поможет прогнозировать северные сияния. Впрочем, есть и более практическое применение. Магнитометры очень пригодятся добывающим компаниям. Ведь по статистике, возмущения магнитосферы становятся причиной примерно 10% отклонений при бурении месторождений, и, как следствие, финансовых потерь. Но это, конечно, не все опасности, которые несут магнитные бури.
Северный магнитный полюс притягивает 80% заряженных частиц, которые несет поток солнечного ветра. Изменение в конфигурации верхней границы атмосферы, вызванные магнитной бурей, могут стать причиной торможения спутников, нарушения работы электронных систем. Кстати, солнечная вспышка на солнце – это серьёзная угроза радиационного облучения экипажа МКС. Смещение магнитного полюса земли учитывают и проектировщики космодрома "Восточный".
Специальный прогноз, в том числе, о состоянии магнитного поля Земли, для космодрома будет готовить геофизическая обсерватория «Магадан». Сейчас на Колыме идет установка антенного поля. Аналогов такого оборудования в мире не больше десяти. С его помощью можно будет отслеживать вспышки на Солнце. Из полярных широт они выглядят более ярко, а значит, и прогноз геомагнитных возмущений будет более точным.

Северное сияние на Урале

23 июня 2015 | 10:15   Северное сияние ассоциируется у нас с бескрайними просторами Арктики, белыми медведями, трескучими морозами. Просто, именно там его вероятнее всего... >>

Полярные сияния – предвестники непогоды?

7 января 2015 | 10:29   Накануне жители Карелии и Заполярья стали очевидцами редкого по красоте явления – полярного сияния. А ведь это одно из проявлений влияния Солнца на... >>

Северное сияние на заказ

10 мая 2015 | 10:21   В 1997-2013 годах в США работал комплексный проект по изучению ионосферы и полярных сияний HAARP (High Frequency Active Auroral Research Program)... >>

Солнце и не думает успокаиваться.Чем грозит это землянам?

27 сентября 2015 | 11:43   Магнитные бури продолжают оказывать влияние на жизнь землян. Буря низшего класса G1, которая бушевала в прошлые воскресенье-понедельник... >>

явления погоды в Москве: облачно, небольшой дождь
явления погоды в Москве: облачно, небольшой дождь
явления погоды в Москве: малооблачно, небольшой дождь

Погода в Москве 28 мая

28 мая 2016 | 06:25   Первый день уик-энда столичный регион проведёт в поле повышенного атмосферного давления и даже близость атмосферного фронта, расположившегося у южных... >>

Где сегодня стоит ожидать удара стихии?

28 мая 2016 | 05:58   В первый день уик-энда южные районы ЕТР продолжат оставаться в зоне влияния атмосферного фронта, который вновь станет причиной локальных ливней... >>

Атмосфера Земли «просветлела»

27 мая 2016 | 17:32   Атмосфера Земли в доиндустриальную эпоху была более мутной, чем сегодня, сообщают журнал Nature. Три группы климатологов независимо друг от друга... >>

Погода на выходные: июльское тепло

27 мая 2016 | 16:03   Выходные на большей части Европейской России ознаменуются настоящим летним теплом с температурным режимом на 5-8 градусов выше своей климатической... >>

Лазер может помочь бороться с перегревом земной атмосферы

27 мая 2016 | 15:55   Учёные из Женевского университета предлагают бороться с глобальным потеплением климата с помощью лазера. Используя лазерные технологии... >>

Автобус-тоннель поможет решить проблему пробок на дорогах

27 мая 2016 | 15:00   Китайские инженеры предложили свое видение того, как избавиться от проблемы всех современных мегаполисов — автомобильных пробок. На 19-й... >>

Погода помешала Золотой Орде завоевать Западную Европу

27 мая 2016 | 12:35   Почему Золотая Орда, завоевав огромные просторы Евразии, неожиданно прекратила свой поход и пощадила Западную Европу? Одной из важнейших загадок... >>

Жара в Европейской России будет усиливаться

27 мая 2016 | 10:20   Жара в России меняет географию. В четверг по-летнему знойно было в Поволжье. В Нижнем Новгороде на пляжах играли в волейбол. Самарские мальчишки уже... >>

На Марсе найдены следы ледникового периода

27 мая 2016 | 09:50   Примерно 375 тысяч лет назад на Марсе закончился ледниковый период, из которого планета постепенно выходит сегодня, сообщает журнал Science... >>

В Нальчике устраняют последствия ливня с градом

27 мая 2016 | 08:26   В Нальчике ликвидируют последствия сильного ливня с градом и грозы, которые продолжались не менее 40 минут. На столицу Кабардино-Балкарии вылилось 37... >>

Землетрясение в Охотском море

27 мая 2016 | 06:17   В ночь на пятницу в акватории Охотского моря зафиксировано сейсмособытие, сообщает ГУ МЧС по Сахалинской области со ссылкой на данные Геофизической... >>

Ливень заблокировал в пещере 19 человек

27 мая 2016 | 01:45   На востоке США, в штате Кентукки, попала в ловушку и не может покинуть пещеру группа из 19 человек, сообщает телеканал Local 6 со ссылкой на службы... >>

Толстого ёжика поместили в клинику для похудения

26 мая 2016 | 23:22   Оказывается, не только люди страдают от излишнего веса — двухкилограммового ежа посадили на диету в клинике для диких животных Tiggywinkles в... >>

Где погреться?

26 мая 2016 | 14:06   Московский май пока дарит жителям региона очень разнообразную, но преимущественно тёплую погоду. Пока средняя температура воздуха чуть больше... >>

Горящая Централия

26 мая 2016 | 12:33   В США есть город, который непрерывно горит вот уже 47 лет . Еще в мае далекого 1962 года, Городской Совет Централии (Пенсильвания, США... >>

На смену жаре в Сибирь пришло мощное похолодание

26 мая 2016 | 12:00   Меньше чем за неделю до наступления лета в Сибирь возвращаются заморозки и… снегопады. Снегопады в конце мая в этом районе Сибири случаются не так уж... >>

В Забайкалье горит буддистская святыня

26 мая 2016 | 09:27   В Забайкалье продолжаются лесные пожары. Один из них, на площади 40 га, возникший накануне из-за грозы, тушат в национальном парке "Алханай"... >>

На МКС надуют новый модуль

26 мая 2016 | 07:49   Надувной модуль BEAM (Bigelow Expandable Activity Module) американской компании Bigelow Aerospace в ближайшие часы будет развернут на Международной... >>

Ведущий прогноза погоды стал звездой интернета

26 мая 2016 | 06:41   Брайан Хьюз, ведущий прогнозов погоды на телеканале WOWK, стал очередной «звездой ютьюба». Во время очередного эфира он увидел, как на объектив... >>

Московские дожди ушли в Санкт-Петербург

25 мая 2016 | 17:47   Дожди, заливающие европейскую часть России, принесли Москве почти 120% от месячной нормы осадков. В мае в столице обычно выпадает около 51 мм осадков... >>

В Мехико объявлена «озоновая» тревога

25 мая 2016 | 17:33   Концентрация озона в столице Мексики достигла критической отметки. Об этом во вторник объявила комиссия по окружающей среде этой американской страны... >>

20 000 пчёл превратили жизнь автомобилиста в кошмар

25 мая 2016 | 17:15   Неназванный автомобилист из британского города Пембрукшир страшно удивился, когда обнаружил, что его машину облепили десятки тысяч пчел. Оказалась... >>

Погода улыбается сирени

25 мая 2016 | 11:45   Из-за облачности и поднадоевших дождей на этой неделе кажется, что весна под занавес захандрила и не хочет передавать эстафету летнему сезону... >>

Аномальная жара сменит прописку

25 мая 2016 | 10:22   На юге России аномальные ливни сменятся аномальной жарой. А там, где сейчас не по сезону тепло, совсем скоро можно ждать снега! Яркое солнце... >>

Песчаная буря унесла жизни 9 человек на севере Индии

24 мая 2016 | 16:57   Минувшей ночью из пустыни Тар в северный индийский штат Уттар-Прадеш пришла песчаная буря. Сильный ветер валил деревья, опоры линий электропередачи... >>

Монголия может уничтожить Байкал

24 мая 2016 | 16:45   Монголия запланировала строительство трёх гидроэлектростанций, которые будут расположены на реке Селенга и ее притоках Орхоне и Эгийн-голе... >>

Крым готов обеспечить всю Россию морскими деликатесами

24 мая 2016 | 16:19   Крымские фермеры завершили монтаж первой очереди мидийно-устричного комплекса. На специальные носители высадили молодь − 5 миллионов штук... >>

В водоёмах Британии увеличилось количество рыб-вампиров

24 мая 2016 | 15:37   Британские власти бьют тревогу: в местных реках увеличилось количество миног — кровососущих рыб с острыми зубами и мощными присосками... >>

В Якутии проходит исследование вечной мерзлоты в уникальном разломе

24 мая 2016 | 14:18   В Якутии ученые вернулись из похода в гигантскую термокарстовую котловину в Верхоянском улусе, сообщают Вести.Ru. Знаменитый провал достигает... >>

Трагические последствия «Роану»

24 мая 2016 | 13:04   Ранее мы сообщали о выходе мощного тропического циклона «Роану» на Бангладеш. По уточнённым данным, от стихии пострадали более 250 тысяч человек... >>

В Антарктиде найдены останки огромной древней птицы

24 мая 2016 | 10:34   Во время экспедиции в 2014 году в Антарктиду, недалеко от базы Марамбио, аргентинские палеонтологи нашли останки птицы, возраст которой оказалось не... >>

У берегов Австралии акулы растерзали кита

24 мая 2016 | 10:27   Инцидент произошел на западе страны, возле острова Дерг-Хартог, на глазах у 15-и туристов. У тигровых акул − настоящие пиршество: горбатый кит... >>

Мощные ливни с градом вернулись на юг России. Сочи ждут испытания

24 мая 2016 | 08:00   Уже сегодня малоподвижный циклон зальет дождями юг России. При этом он поможет региону справиться с другой напастью. В понедельник улицы Таганрога и... >>

Штормовая погода на юге России

24 мая 2016 | 06:20   Сегодня на юге России, в зоне влияния атмосферного фронта, повсеместно пройдут дожди различной интенсивности, прогремят грозы. Местами в... >>

Наступило время любоваться Марсом

23 мая 2016 | 23:26   В эти дни Марс на ночном небе выглядит, как яркая звезда в созвездии Скорпиона Но стоит, например, использовать слабую подзорную трубу... >>

Сочи готовится к открытию пляжного сезона. А погода?

23 мая 2016 | 17:00   В конце мая в Сочи открывается летний курортный сезон. Состоятся карнавал и концерты, фейерверки и массовые гуляния. Гости и жители города надеются... >>