Так есть ли жизнь на Марсе?

29 сентября 2015 | 11:22  Центр ФОБОС
Ученые нашли следы воды на Красной планете. Ключом к её обнаружению стали снимки поверхности планеты. На них видны загадочные полоски, похожие на русла высохших рек. Они заметны сразу в нескольких районах Марса. Исследователи обратили внимание – борозды становятся темнее, когда температура поднимается выше -23°. Именно в этот момент в каналах фиксируется большое количество кристаллов минеральных солей. По мнению учёных, это следы ручьев из очень солёной воды. Когда холодает, они исчезают.
Пресной воды на планете всё же нет – это обусловлено климатом Марса. Он гораздо суровее, чем земной. Средняя температура там -53°. Летним днём на Марсе может припекать до +25°, зато ночью холодает до -60°. А зимой бывают морозы до -120°!Неудивительно, что раньше основным доказательством присутствия воды на Марсе считалось наличие льда и…снега. Полюса этой планеты, как и полюса Земли, покрыты ледяными шапками. А недавно космический аппарат NASA Mars Lander зафиксировал момент выпадения свежего снега на поверхность Красной планеты.
Но не всё так просто. Осадки на Марсе — это на 95% углекислота, в обиходе ее часто называют «сухим льдом». Раньше все было по-другому. По мнению части учёных, около 4 миллиардов лет назад климат Марса был значительно теплее. И пятую часть его поверхности занимал океан. О причинах исчезновения океана исследователи спорят до сих пор. Одни считают, что это могло произойти из-за сильнейших солнечных бурь. Другие поддерживают версию столкновения Марса с астероидом. Но факт остается фактом – почти 90% марсианских запасов воды исчезли без следа.
Откуда же сейчас на Марсе могли взяться соленые ручьи? По одной из гипотез, на поверхность мог выступить лёд, спрятанный под землей. Его на планете не просто много, а очень много! Если он растает, Марс покроется 11-метровым слоем воды. Кстати, в исследованиях этого льда важную роль сыграл российский прибор, установленный на марсоходе «Кьюриосити» – детектор альбедо нейтронов. Как он работает? Лед и вода поглощают больше нейтронов, чем другие вещества. Благодаря детектору, «Кьюриосити» в мае удалось обнаружить аномальный участок с предположительно высоким содержанием воды в грунте – до 10%.
Данные, полученные с помощью детектора, сейчас проверяются. А успех последнего исследования вселяет уверенность, что колонизация Марса действительно возможна. Раньше основным препятствием для этого считалось в первую очередь отсутствие воды. Технологии её опреснения на Земле уже давно известны. Возможно, что их в измененном виде используют и на Красной планете. Кстати, есть и другие разработки. Так, европейские учёные недавно создали прибор, теоретически позволяющий получить воду из атмосферы Марса.

Адронный коллайдер помог установить новый мировой рекорд

18 мая 2015 | 15:28   14 мая на страницах журнала Physical Review Letters была опубликована статья — первый пример коллективного творчества двух коллабораций... >>

Загадочный Марс

9 июля 2015 | 13:05   Практически обо всём в этом мире можно найти интересные или удивительные факты, которые изменят представление даже о давно устоявшихся вещах... >>

Почему не тают ледники на Марсе?

14 апреля 2015 | 12:14   Ученые из Института Нильса Бора (Дания) обнаружили на обоих полушариях Марса ледниковые пояса. Из-за толстого слоя марсианской пыли ледники выглядят... >>

Дорога в один конец

18 августа 2015 | 13:34   Новые данные были обнародованы руководителем глобальной исследовательской миссии по колонизации Марса. В соответствии с последней информацией... >>

Исчезающее озеро

23 мая 2018 | 09:04   На юге Австралии, на острове Тасмания, находится удивительное озеро: оно то есть, то его нет. Это, так называемое, каровое озеро – водоём... >>

У побережья Камчатки произошло землетрясение

23 мая 2018 | 08:44   Сегодня днём, по местному времени, у берегов Камчатки, сейсмологи зафиксировали подземные толчки магнитудой 6,5. Как сообщают РИА Новости со... >>

Погода в Москве 23 мая: солнечно и тепло

23 мая 2018 | 07:56   За минувшие сутки на базовой московской метеостанции ВДНХ осадки не зафиксированы. Минимальная ночная температура воздуха в столице была +11,9°... >>

О рекордах тепла на территории России

23 мая 2018 | 07:45   Накануне вновь были обновлены дневные максимумы на северо-западе страны. В Петрозаводске теперь он составляет +25,2°, на две десятых градуса превысив... >>

Погода в Санкт-Петербурге 23 мая

23 мая 2018 | 07:22   В наступившую среду погоду на территории Ленинградской области будет определять холодный атмосферный фронт. Его стараниями в регионе переменная... >>

Беспрецедентные ливни обрушатся сегодня на Алтай

23 мая 2018 | 00:39   Сегодня практически вся Сибирь окажется под влиянием циклона. Во вторник этот вихрь уже был причиной экстремальной погоды. В Екатеринбурге порывами... >>

Красноярским альпакам сделали «футбольную» стрижку

22 мая 2018 | 15:07   Альпаки Ромео и Джульетте, обитатели красноярского парка флоры и фауны «Роев ручей», становятся популярными героями интернета. Причина? Их подстригли... >>

Глобальное потепление обостряет аллергию

22 мая 2018 | 12:30   Изменение климата влияет на усугубление и распространенность так называемой сенной лихорадки – сезонной аллергической реакции на пыльцу растений... >>

На Астану обрушился мощный шквал с градом

22 мая 2018 | 11:44   В результате прохождения холодного атмосферного фронта на левобережье Астаны обрушился ливень, град и шквалистый ветер, скорость которого в порывах... >>

Мужчина мачете отбил сына у крокодила

22 мая 2018 | 10:45   Житель филиппинского города Балабак, провинция Палаван, спас 15-летнего сына, на которого напал гребнистый крокодил длиной 4,5 метра... >>

Молнии-убийцы

22 мая 2018 | 09:52   В деревне Ягодная Барановичского района Беларуси 18 мая произошел несчастный случай: грозовым разрядом убило 64-летнего местного жителя... >>

Неласковый май: очередная вылазка зимы

22 мая 2018 | 08:06   Зима предпримет очередную вылазку вглубь континента. А в последние дни проблемы за Уралом создавала экстремально тёплая сухая погода... >>

Погода в Москве 22 мая

22 мая 2018 | 07:49   За минувшие сутки на базовой московской метеостанции ВДНХ осадки не зафиксированы. Минимальная ночная температура воздуха в столице была +7,2°... >>

Пугающая природа: киты без хвостов

21 мая 2018 | 19:00   Эксперты говорят, что участившиеся встречи с морскими обитателями, плавающими без хвостов, стали жутким последствием загрязнения Мирового океана... >>

Самый старый искусственный спутник Земли ещё в полёте!

21 мая 2018 | 12:29   Спутник «Авангард-1» пока удерживает титул старейшего искусственного объекта на орбите Земли. Совсем небольшой, размером с дыню и весом около... >>

От лета не осталось и следа?

21 мая 2018 | 11:05   Холодный фронт прогнал жару с Русской равнины. Ещё в пятницу Москву накрыли зловещие серые тучи, обрушившие на мегаполис тонны дождевой воды... >>

В Москве очень высокое атмосферное давление

21 мая 2018 | 09:51   Сегодня погоду в столице определяет гребень антициклона. Смещаясь с северо-запада, он активно повышает в регионе атмосферное давление... >>

В центральные области Европейской России вернулись заморозки

21 мая 2018 | 08:06   Вслед за прошедшим в минувшие выходные по территории центральных областей Европейской России холодным атмосферным фронтом, в регион проникли... >>

Погода в Москве 21 мая: «миллион на миллион»

21 мая 2018 | 07:19   За минувшие сутки на базовой московской метеостанции ВДНХ выпал 3 мм осадков. Минимальная ночная температура воздуха в столице была +5,3°... >>

В столице досрочно выполнена майская норма осадков

21 мая 2018 | 07:16   Первые две декады мая принесли в Москву 60 мм осадков, перевыполнив таким образом месячную норму. Напомним, что в мае она составляет 51 мм... >>

Свердловская область попала под удар холодного фронта

21 мая 2018 | 06:41   В минувшее воскресенье по территории Среднего Урала прошёл холодный атмосферный фронт. В Свердловской области он отличался большими температурными... >>

Погода новой недели: тепло возвращается

20 мая 2018 | 22:32   В южных регионах России ожидается неустойчивая, с локальными ливнями и грозами, погода. Но они не помешают солнцу прогревать воздух – в полуденные... >>

В Тюмени разогнался сильный ветер

20 мая 2018 | 20:50   В социальных сетях появляется множество сообщений о непогоде в Тюмени. Пользователи делятся информацией о сильном ветре, который повалил в городе... >>

К середине XXI века 68% населения планеты будет жить в городах

20 мая 2018 | 15:50   ООН призывает развивать инфраструктуру, экологию и социальные службы в городах, чтобы обеспечить в них достойные условия жизни. По мнению авторов... >>

Крупнейший в мире коралловый риф не оправился от отбеливания

20 мая 2018 | 13:19   Кораллы составляют менее 1% морской среды Земли, но в них проживает более 25% обитателей Мирового океана. Согласно данным правительства Японии... >>

Зарядье: путешествие среди снега и льда

20 мая 2018 | 12:50   Прошлой осенью в Москве недалеко от Кремля открылся парк, демонстрирующий природно-климатические зоны России. На днях в нём открылся ещё один... >>

Гиппопотамы и рыба оказались несовместимыми

20 мая 2018 | 12:20   Экологи давно знают, что загрязнение сточных вод от производства сельскохозяйственных культур может привести к низкому уровню содержания кислорода в... >>

Фотоархивы помогут прогнозировать наводнения в горах

20 мая 2018 | 11:28   Архивы космических снимков с аппаратов серии Landsat (NASA) позволили учёным Университета Потсдама в Германии обнаружить незафиксированные ранее... >>

Оправдались прогнозы вулканологов

20 мая 2018 | 10:31   Предсказания вулканологов о возможных паровых взрывах при извержении вулкана Килауэа на Большом острове (Гавайи) оправдались. Извержение вулкана... >>

Регионы Поволжья отмечают сегодня День Волги

20 мая 2018 | 08:12   Впервые День Волги прошёл в 2008 году в Нижнем Новгороде во время проведения Х международного научно-промышленного форума «Великие реки – 2008»... >>

Погода в Санкт-Петербурге 20 мая

20 мая 2018 | 07:37   В воскресенье характер погоды на берегах Финского залива будет определять скандинавский антициклон, благодаря которому погода наладится... >>

Погода в Москве 20 мая

20 мая 2018 | 07:27   Погоду в столичном регионе сегодня будет определять холодный атмосферный фронт; большую часть дня погода будет пасмурной, местами пройдут... >>

Соловецкие постройки помогут в изучении изменения климата

19 мая 2018 | 17:37   Сотрудники Института географии РАН по результатам полевых работ доказали, что Соловецкие острова входят в редкий список уникальных природных объектов... >>

Что заставляет комаров кусаться?

19 мая 2018 | 17:01   Неожиданные результаты, полученные по итогам нового исследования комаров, помогут при стратегии лечения трансмиссивных заболеваний... >>

Из-за нашествия саранчи на Ставрополье введён режим ЧС

19 мая 2018 | 16:55   Губернатор Ставропольского края вводит режим чрезвычайной ситуации в регионе из-за массового нашествия саранчи. Вредители нанесли ущерб региону в 5... >>

Сибирская тайга – тормоз глобального потепления

19 мая 2018 | 15:21   Исследователи из Института леса Сибирского отделения РАН изучили «углеродный бюджет» старых северных лесов Евразии и пришли к выводу... >>

В воскресенье природа отбросит москвичей в конец апреля. Надолго ли?

19 мая 2018 | 11:53   В воскресенье через столичный регион пройдёт холодный атмосферный фронт, из-за чего большую часть суток погода будет пасмурная и дождливая... >>

Кто в Европе портит воздух?

19 мая 2018 | 09:39   Европейская комиссия решила подать в суд ЕС на Францию, Германию и ряд других стран сообщества за несоблюдение чистоты воздуха, сообщает агентство... >>