Уникальное место планеты – Сухие долины

9 июля 2015 | 19:57  Центр ФОБОС
Если у любого обывателя спросить: какое место на Земле является самым сухим, он без промедлений назовет Сахару либо какую-то другую пустыню и крайне удивится, узнав, что таким местом является область под названием Сухие долины в Антарктиде. В год здесь выпадает примерно 25 миллиметров различных осадков, но даже эти крохи высыхают на лету, никогда не долетая до поверхности земли.
Трудно представить, но на этом континенте, покрытом толстым слоем льда, есть долины, полностью свободные от снега и льда, поскольку влага в их окрестностях моментально испаряется под воздействием мощнейших ветров, часто достигающих немыслимой скорости в 320 км/ч. Эти ветры крошат даже скалистые утесы и шлифуют камни-глыбы. Ветры в этих местах полноценные хозяева, ведь дождя и снега в Сухих долинах не было, по самым грубым подсчетам, примерно два миллиона лет.
Сухими долинами называют территорию площадью около 8 000 кв. км трёх долин-оазисов (Райта, Виктории, Тейлора), расположенных на Земле Виктории в Антарктиде в западном направлении от большого пролива Мак-Мёрдо. В каждой из этих долин встречаются довольно интересные соленые озера, а крупнейшим из них является озеро Ванда с глубиной около 60 метров, которое сковано льдом толщиной до 4 метров. Солёность воды в здешних озерах намного превышает даже показатели воды из Мёртвого моря. Четыре месяца в год Сухие долины утопают во мраке полярной ночи.
Хотя в Сухих долинах не зафиксировано ни одного случая несанкционированной человеческой деятельности, с 2004 года эти места под свою защиту взяла ЮНЕСКО. А климат суровой пустыни, по мнению многих учёных, просто идеален для различных научных исследований.
Там в наши дни проводятся испытания спускаемых исследовательских космических аппаратов типа «Викинг», поскольку, по мнению специалистов NASA, природные условия здешних долин идентичны условиям Марса. Поскольку в Сухих долинах время от времени находят различные виды бактерий, исследователи предполагают, что такие же формы жизни могут существовать и на Красной планете.
В этом уголке Земли, где дождя не было миллионы лет, ведутся геофизические и геологические исследования. А ещё учёные пытаются определить предел возможностей биосферы и различные этапы формирования климата и жизни на Земле.
Жизнь исследователей в этом уголке Антарктиды намного труднее, нежели на других станциях. Дело в том, что в Сухих долинах существует строгий экологический контроль. Исследователем запрещено даже умываться. Да и как это сделать, когда воды просто нет? Чтобы приготовить пищу и кипяток для чая или кофе, приходится растапливать лёд, привезенный из других участков. Более того, согласно установленным в этой области правилам, всю грязную воду и другие отходы вывозят из Сухих долин с такой тщательностью, словно радиационные отходы из атомной станции – ни одной капли воды не должно очутиться на здешней почве, дабы чуждые этому месту бактерии не проникли в уникальную экосистему.
Несмотря на всю свою суровость, Сухие долины очаровывают с первого взгляда своими красивыми пейзажами. В долине Тейлор находится Кровавый водопад (явление, когда с огромной глыбы льда падает вода буро-красного цвета). Причиной такого явления служит некая анаэробная бактерия, перерабатывающая железо и серу. Результатом её деятельности является то, что окрашенная остатками железа вода стекает с вершины ледника. На фоне белизны ледяного покрова такой поток выглядит как картинка из фильма ужасов.

В самом сухом месте Земли нашли подземные обитаемые воды

3 июня 2015 | 13:48   Ученые-полярники нашли в Антарктиде целую сеть озер. Исследования, проведенные в районе Сухих долин Мак-Мердо, где миллионы лет не было ни снега... >>

Железные дожди и туманы

3 марта 2015 | 09:01   Международный коллектив физиков и геологов, используя мощнейший рентгеновский лазер Z Machine, воссоздал те температуры и давления... >>

Крабы-йети

13 июля 2015 | 20:02   «Черные курильщики» — это источники обогащенной сероводородом горячей воды, бьющие в глубоководных долинах срединно-океанических хребтов... >>

Матушка-природа пытается вытащить из-под нас ковёр

3 апреля 2015 | 18:35   Холмы Долины Антилопы, расположенной в Калифорнии, славятся своими яркими красками, придаваемыми здешним пейзажам миллионами маков... >>

явления погоды в Эшбурне: малооблачно

Погода в Санкт-Петербурге 26 июля

26 июля 2017 | 07:37   Вот уже несколько дней погоду в северо-западных областях России определяют циклоны. Не станет исключением и наступившая суббота. Дело в том... >>

Погода в Москве 26 июля

26 июля 2017 | 07:22   Сегодня в столичном регионе лето продолжит компенсировать длительный дефицит тёплых дней. Продолжающие поступать тёплые воздушные массы уведут... >>

Фиолетовые водоросли отравляют Енисей

25 июля 2017 | 17:50   Вода Енисея в районе центрального парка Красноярска окрасились в необычный цвет. Экологи рассказали, что причина окрашивания не носит техногенного... >>

Впервые за всё лето москвичей ждёт 30-градусное тепло. Надолго ли?

25 июля 2017 | 15:09   Несмотря на то, что температурный фон в столичном регионе во вторую половину июля вернулся в климатическое русло, среднемесячная температура... >>

Земле предрекают кипящие океаны и кислотные дожди

25 июля 2017 | 12:12   Знаменитый английский физик Стивен Хокинг резко высказался о решении президента США, Дональда Трампа выйти из Парижского соглашения по климату... >>

Гарик Сукачёв презентовал фильм об Алтае

25 июля 2017 | 11:11   На родине Василия Шукшина состоялся премьерный показ фильма Игоря (Гарика) Сукачёва «То, что во мне». По словам Сукачёва, это фильм в первую очередь... >>

Об освоении планет можно забыть?

25 июля 2017 | 10:51   NASA считает, что обыкновенные бактерии и грибок, которые, как правило, приносят человеку лишь небольшой дискомфорт, могут уничтожить целые планеты... >>

Сибирь горит и тонет одновременно

25 июля 2017 | 09:43   Ливни обрушились на южные регионы Сибири. Обильные осадки затопили города Новосибирской и Тюменской областей. Особенно досталось Красноярскому краю:... >>

Наводнение в китайской провинции Юньнань

25 июля 2017 | 08:55   Проливные дожди и вызванные ими наводнения стали причиной гибели 10 человек в китайской провинции Юньнань, 1,2 тысячи жителей были срочно... >>

В России есть своё «Мёртвое море»

24 июля 2017 | 16:47   Озеро Баскунчак в Астраханской области входит в число самых солёных водоёмов мира, а в нашей стране его называют «солонкой России»... >>

Биологи обнаружили самый большой муравейник Подмосковья

24 июля 2017 | 14:41   Гигантский муравейник обнаружили биологи, которые по заказу Минэкологии ведут мониторинг редких видов флоры и фауны, сообщает журнал National... >>

Роботы-шпионы засняли удивительный мир эмоций животных

24 июля 2017 | 14:12   В последние десятилетия появилось множество интересных, познавательных, добрых и шокирующих фильмов о дикой природе. Новое поколение камер высокого... >>

В Якутии пройдут рукотворные дожди

24 июля 2017 | 12:50   В Вилюйском районе Якутии сложилась трудная ситуация с лесными пожарами – там зафиксировано 8 возгораний на общей площади 17,7 тыс. гектаров... >>

Новый вихрь принесёт настоящее тепло

24 июля 2017 | 11:01   Первые +30° ожидаются в Москве на этой неделе. А в выходные температура воздуха в столице опять оказалась на несколько градусов ниже нормы... >>

Олимпийский чемпион проиграл заплыв белой акуле

24 июля 2017 | 09:13   Многократный олимпийский чемпион по плаванию американец Майкл Фелпс, завершивший карьеру после Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро, проиграл заплыв... >>

На Камчатке активизировались вулканы

24 июля 2017 | 08:07   На Камчатке активизировалась вулканическая деятельность. Как информирует РИА Новости со ссылкой на краевой главк МЧС России, вулкан Шивелуч выбросил... >>

Три в одном: гроза, шквал и смерч в Ростовской области

24 июля 2017 | 06:39   В воскресенье днём в Новошахтинске, Ростовской области, резко ухудшилась погода. Прошёл ливень с грозой и градом. Потоки воды быстро затопили дворы... >>

Погода недели: дождались настоящего лета!

23 июля 2017 | 19:58   На юге России большую часть недели будет стоять солнечная и жаркая погода, и только в первые дни недели местами еще могут появиться очаги мощной... >>

Человек почти отнял планету у хищников

23 июля 2017 | 19:23   Учёные озвучили весьма печальные цифры: человек выселил некоторых крупных хищников с более 90% территорий их исторического ареала... >>

Растение с романтичным названием вполне буднично убивает насекомых

23 июля 2017 | 12:50   Нежные капельки росы, сверкающие на солнце, на листьях росянки – совсем не то, чем они кажутся. Это не безобидная роса (в народе растение за ее... >>

Рыси возвращаются на Британские острова

23 июля 2017 | 12:07   О намерении выпустить 6 особей рыси сообщили представители природоохранного фонда. Хищники населяли острова с незапамятных времен и были полностью... >>

Гендерное неравенство угрожает астрономии и геофизике

23 июля 2017 | 11:47   Гендерное равенство – один из важнейших аспектов жизни, благодаря которому женщины и мужчины получают равные возможности и обязанности в различных... >>

23 июля наша планета отмечает Всемирный день китов и дельфинов

23 июля 2017 | 08:33   Этот праздник был учрежден в 1986 году, когда Международная китобойная комиссия ввела запрет на китовый промысел. Запрет действует и поныне и... >>

О дождях в воскресенье на европейской части России

23 июля 2017 | 08:14   Дождливым, благодаря малоподвижному, но еще активному циклону и его атмосферным фронтам, будет воскресный день на востоке Ленинградской области... >>

Погодные катаклизмы субботы

23 июля 2017 | 08:00   Воронежцы публикуют в социальных сетях фотографии затопленной ливнем улицы Новосибирской, которую в своих сообщениях переименовали в «Венецианскую»... >>

Погода в Москве 23 июля

23 июля 2017 | 07:08   В воскресенье столичный регион будет находиться в стороне от активных атмосферных фронтов, из-за неустойчивости атмосферы в послеполуденное время... >>

Погода в Санкт-Петербурге 23 июля

23 июля 2017 | 06:48   Влияние циклона на погоду Северной столицы проявится во второй половине дня и вечером. Небосвод затянет плотными облаками, пройдут дожди... >>

Рассадник вирусов находится в Южной Америке

22 июля 2017 | 18:27   Учёные продолжительное время изучали млекопитающих как источников и переносчиков вирусов. Было обнаружено, что переносчиками 17-ти зоонозных инфекций... >>

Пермь превратилась в Венецию

22 июля 2017 | 16:54   Наполненный огромными запасами небесной влаги, в минувшую ночь на Пермский край обрушился обширный циклон, пришедший из Волго-Вятского региона... >>

Индустрия моды становится «зелёной»

22 июля 2017 | 16:12   Молодые люди во всём мире всё чаще обращают внимание на проблемы окружающей среды и всё активнее принимают участие в их решении. Очередь дошла и до ... >>

Арктика встречает исследователей

22 июля 2017 | 14:26   9-я экспедиция Северного арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова «Арктический плавучий университет» продолжает... >>

Реки как произведение современного искусства

22 июля 2017 | 12:32   Ведущий цифровой картограф Роберт Сюч проделал огромную работу, чтобы реки и водоёмы нашей планеты стали фантастическими образцами... >>

Стыдно, когда видно

22 июля 2017 | 10:25   В индийском национальному парке Корбетт, что в Уттаракханде, одному из посетителей посчастливилось запечатлеть азиатского слона с довольно редкой... >>

Мифы и реальность глобального потепления

22 июля 2017 | 08:23   Прохладное лето 2017 года в самых густонаселённых регионах Европейской России дало повод многим поиронизировать над вопросом глобального потепления... >>

Морские гады после ДТП залили слизью машину и дорогу

21 июля 2017 | 17:42   Кадры, опубликованные с места аварии, напоминают фильм ужасов. Машина, транспортировавшая миксины, попала в ДТП: несколько автомобилей столкнулись... >>

Остров в Арктике стал территорией изучения глобального изменения климата

21 июля 2017 | 16:51   Специалисты продолжают исследовать Арктику. Недавно на пресс-конференции в Салехарде учёные рассказали о результатах десятидневной экспедиции на... >>

Погода на выходные: накануне погодного лета

21 июля 2017 | 14:57   В предстоящие выходные дни активная циклоническая циркуляция атмосферы обусловит облачный и дождливый характер погоды в приполярных регионах... >>

Новые погодные испытания

21 июля 2017 | 10:40   Западу и центру России предстоят новые погодные испытания, а южные регионы получат долгожданную передышку. В четверг буквально утонули города на... >>

Люди с высоким социальным статусом испытывают более сильный стресс

21 июля 2017 | 10:11   К такому выводу пришли исследователи из Федеральной политехнической школы в Лозанне (Швейцария). И хотя эксперименты они ставили на мышах... >>

Мониторинг погоды и наука о климате нуждаются в изменениях

21 июля 2017 | 08:15   Такую точку зрения высказал на страницах интернет издания EOS высказал известный ученый из университета Кембридж (Великобритания) А. Бетс... >>

Впервые за всё лето москвичей ждёт 30-градусное тепло. Надолго ли?

Метеовести: прогноз погоды новости от ФОБОС - Впервые за всё лето москвичей ждёт 30-градусное тепло. Надолго ли?

25 июля 2017 | 16:14