Загадочное поведение грибов

21 ноября 2014 | 11:08  Центр ФОБОС
В нашей страны не так уж много людей, кто не любит грибы: для приверженцев «тихой охоты» - это один из способов релаксации, для кого-то – любимое кушанье. Но не будем забывать, что грибы – это, в первую очередь, живые организмы, и для биологов они таят массу загадок. Некоторые учёные даже полагают, что эти микроорганизмы обладают разумом.
Грибы стали одними из первых живых организмов, которые появились на нашей планете. Они пережили все катаклизмы Земли и сумели выжить в условиях экстремальных температур и радиации. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, но при этом сочетают в себе качества и тех, и других. Наука до сих пор не изучила эти организмы до конца, и многие учёные полагают, что грибы обладают разумом — иначе некоторые особенности их «поведения» просто не поддаются объяснению.
В 90х годах прошлого столетия идея о коллективном разуме грибов начала всё чаще вызывать интерес у исследователей. А в 2000 году были проведены эксперименты, результаты которых потрясли научное сообщество.
Японский биолог и физик Тошиюки Никагаки организовал серию любопытных опытов. Взяв лабиринт, с помощью которого проверяется память и интеллект лабораторных крыс, он у одного входа положил жёлтый плесневелый гриб, а у выхода — кусочек сахара. Physarumpolycephalum (научное название гриба), моментально выпустил нити в поисках «сладенького». На всех разветвлениях лабиринта нити раздваивались. Как только одна из них попадала в тупик, она разворачивалась и далее безошибочно следовала по «маршруту» более успешного ростка. К концу дня гриб добрался до сахара.На следующем этапе эксперимента учёный взял отросток Physarumpolycephalum (того же самого, который принимал участие в первом опыте) и поместил его у входа в идентичный лабиринт. Около выхода расположили сахар. На этот раз гриб выпустил всего 2 нити — одна моментально нашла верный путь к лакомому кусочку, а вторая … поднялась на «потолок» лабиринта и добралась до сахара напрямую(!).
В своём третьем эксперименте исследователь положил гриб на объемную карту Японии — на то место, где был обозначен Токио, и разложил кусочки продуктов на точки, соответствующие основным городам страны. То, что произошло дальше, не поддавалось никаким объяснениям — когда гриб пустил нити к пище, то его паутинка практически со 100 процентной точностью повторила карту железных дорог Японии. То есть, этот неизученный организм за несколько часов проделал ту же работу, которой десятилетиями занимались профессиональные инженеры в сфере прокладывания дорог(!).
По оценкам учёных, на планете существует несколько миллионов видов грибов, и большинство из них изучены мало или не изучены вообще. Мы до сих пор не знаем, почему одни грибы выбирают себе местечко около пней, а другие предпочитают расти только на болоте. Также остаётся загадкой, отчего в рамках одного и того же мицелия гриб может вырасти на поверхности через 2 дня или через 20 лет. Неизвестна и причина возникновения так называемых «ведьминых кругов» - окружностей, по линии которых всегда вырастают грибы одного мицелия.Существуют грибы, которые питаются исключительно загрязнёнными радиацией продуктами, а другие - умеют размножаться и жить в космосе, где нет атмосферы и ничего живого.
В некоторых сферах эти организмы обладают большими «технологиями», чем люди. А некоторые из них способны разлагать пластик. Один из исследователей пытался выращивать Pestalotiopsismicrospora в пластиковом стаканчике, пока тот его не "съел". И это на фоне того, что человечество до сих пор не изобрело технологий, способных добиться экологически-чистой утилизации пластика.
Не будем забывать, что в устройстве нашей природы грибам отведена ключевая роль — именно они занимаются разложением биомассы (мертвых растений и животных) и переработкой её в обычную почву.
Человек использует грибы во многих целях, начиная от употребления в пищу и заканчивая медициной. Но в то же время, именно эти организмы чаще всего вызывают заболевания в наших телах. Так может не человек, а гриб является хозяином природы?

ЕС готов к ратификации соглашения по климату

30 сентября 2016 | 18:37   Главы министерств экологии стран Евросоюза одобрили начало процедуры ратификации парижского соглашения по борьбе с изменением климата. Таким образом... >>

Пчёлы могут радоваться

30 сентября 2016 | 17:42   Пчёлы способны испытывать радость, получив лакомство, выяснили учёные из Университета Королевы Марии в Лондоне, сообщает журнал Science... >>

Погода на выходные: старое бабье лето

30 сентября 2016 | 16:27   В выходные показания барометров в Центральной России будут расти, благодаря чему вероятность осадков пойдет на убыль, из-за туч выглянет солнце... >>

«Жемчужина пустыни» исчезает с поверхности Земли

30 сентября 2016 | 15:01   На севере Китая расположено озеро Хунцзяньнао, именуемое также «жемчужиной пустыни». Озеро является совершенно уникальным природным образованием и... >>

В России предлагают ограничить использование пластика

30 сентября 2016 | 11:48   Министерство природных ресурсов и экологии России выступило с инициативой – ввести ограничения на использование полиэтиленовых пакетов и одноразовой... >>

Климат Земли изменился от удара кометы

30 сентября 2016 | 08:57   Учёные выступили на собрании Геологического общества США с докладом о том, что около 56 млн. лет назад в Землю врезалось небесное тело размером в... >>

Погода в Санкт-Петербурге 30 сентября

30 сентября 2016 | 07:28   Минувшей ночью территория Ленинградской области находилась в тёплом секторе циклона. Он вызвал в регионе дожди, местами выпало до 20 мм осадков; в... >>

Погода в Москве 30 сентября

30 сентября 2016 | 07:27   В последний рабочий день столичный регион будет находиться в тёплых и неустойчивых воздушных массах атлантического циклона. Московию в течение дня... >>

Землетрясение в Индонезии

30 сентября 2016 | 06:12   На востоке Индонезии в пятницу произошло землетрясение магнитудой 5,1, угроза цунами отсутствует, сообщает Национальное управление метеорологии... >>

Откроет ли тайну самое загадочное озеро Северного Кавказа?

29 сентября 2016 | 18:55   С 15 сентября по 15 октября экспедиция Центра подводных исследований Российского географического общества (РГО) разгадывает тайны одного из самых... >>

Кот находился под завалами 32 дня

29 сентября 2016 | 16:38   25 сентября итальянские пожарные инспектировали разрушенные недавним землетрясением здания и осуществляли подготовительные работы перед их... >>

Рыбки-роботы скоро заменят настоящих

29 сентября 2016 | 16:00   Плохая экологическая ситуация, интенсивный вылов рыбы и всевозрастающая лень человека вскоре сделает любимое многими занятие – держать... >>

В космос на дирижабле

29 сентября 2016 | 12:38   Аэрокосмическая компания JP Aerosapce провела первые испытания прообраза космического дирижабля – летательного аппарата легче воздуха... >>

Как лебедь утку спас

29 сентября 2016 | 11:14   Удивительная история произошла на прошлой неделе на северо-востоке столице, в Лианозовском парке. Там лебедь спас на пруду задыхающуюся утку... >>

Лёгкий намёк на бабье лето

29 сентября 2016 | 10:44   Заблудившееся тепло, похоже, нашло дорогу на Русскую равнину. Произошло это в тот момент, когда жители европейской части страны уже отчаялись его... >>

Природа противится наступлению осени

29 сентября 2016 | 09:36   На календаре последние дни сентября, и осень повсеместно вступила в свои права. Однако местами природа продолжает сопротивляться ее натиску... >>

Блэкаут в Южной Австралии

29 сентября 2016 | 07:02   В минувшую среду, 28 сентября 2016 года Южная Австралия оказалась на пути экстремально активного атмосферного фронта. Ненастье стало причиной... >>

Возможна ли в ближайшее время колонизация Марса?

28 сентября 2016 | 22:55   Американский бизнесмен Илон Маск собрался колонизировать Марс. Проект глава компании Спэйс Икс представил в Мексике, на конгрессе Международной... >>