Загадочное поведение грибов

21 ноября 2014 | 11:08  Центр ФОБОС
В нашей страны не так уж много людей, кто не любит грибы: для приверженцев «тихой охоты» - это один из способов релаксации, для кого-то – любимое кушанье. Но не будем забывать, что грибы – это, в первую очередь, живые организмы, и для биологов они таят массу загадок. Некоторые учёные даже полагают, что эти микроорганизмы обладают разумом.
Грибы стали одними из первых живых организмов, которые появились на нашей планете. Они пережили все катаклизмы Земли и сумели выжить в условиях экстремальных температур и радиации. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, но при этом сочетают в себе качества и тех, и других. Наука до сих пор не изучила эти организмы до конца, и многие учёные полагают, что грибы обладают разумом — иначе некоторые особенности их «поведения» просто не поддаются объяснению.
В 90х годах прошлого столетия идея о коллективном разуме грибов начала всё чаще вызывать интерес у исследователей. А в 2000 году были проведены эксперименты, результаты которых потрясли научное сообщество.
Японский биолог и физик Тошиюки Никагаки организовал серию любопытных опытов. Взяв лабиринт, с помощью которого проверяется память и интеллект лабораторных крыс, он у одного входа положил жёлтый плесневелый гриб, а у выхода — кусочек сахара. Physarumpolycephalum (научное название гриба), моментально выпустил нити в поисках «сладенького». На всех разветвлениях лабиринта нити раздваивались. Как только одна из них попадала в тупик, она разворачивалась и далее безошибочно следовала по «маршруту» более успешного ростка. К концу дня гриб добрался до сахара.На следующем этапе эксперимента учёный взял отросток Physarumpolycephalum (того же самого, который принимал участие в первом опыте) и поместил его у входа в идентичный лабиринт. Около выхода расположили сахар. На этот раз гриб выпустил всего 2 нити — одна моментально нашла верный путь к лакомому кусочку, а вторая … поднялась на «потолок» лабиринта и добралась до сахара напрямую(!).
В своём третьем эксперименте исследователь положил гриб на объемную карту Японии — на то место, где был обозначен Токио, и разложил кусочки продуктов на точки, соответствующие основным городам страны. То, что произошло дальше, не поддавалось никаким объяснениям — когда гриб пустил нити к пище, то его паутинка практически со 100 процентной точностью повторила карту железных дорог Японии. То есть, этот неизученный организм за несколько часов проделал ту же работу, которой десятилетиями занимались профессиональные инженеры в сфере прокладывания дорог(!).
По оценкам учёных, на планете существует несколько миллионов видов грибов, и большинство из них изучены мало или не изучены вообще. Мы до сих пор не знаем, почему одни грибы выбирают себе местечко около пней, а другие предпочитают расти только на болоте. Также остаётся загадкой, отчего в рамках одного и того же мицелия гриб может вырасти на поверхности через 2 дня или через 20 лет. Неизвестна и причина возникновения так называемых «ведьминых кругов» - окружностей, по линии которых всегда вырастают грибы одного мицелия.Существуют грибы, которые питаются исключительно загрязнёнными радиацией продуктами, а другие - умеют размножаться и жить в космосе, где нет атмосферы и ничего живого.
В некоторых сферах эти организмы обладают большими «технологиями», чем люди. А некоторые из них способны разлагать пластик. Один из исследователей пытался выращивать Pestalotiopsismicrospora в пластиковом стаканчике, пока тот его не "съел". И это на фоне того, что человечество до сих пор не изобрело технологий, способных добиться экологически-чистой утилизации пластика.
Не будем забывать, что в устройстве нашей природы грибам отведена ключевая роль — именно они занимаются разложением биомассы (мертвых растений и животных) и переработкой её в обычную почву.
Человек использует грибы во многих целях, начиная от употребления в пищу и заканчивая медициной. Но в то же время, именно эти организмы чаще всего вызывают заболевания в наших телах. Так может не человек, а гриб является хозяином природы?

явления погоды в Сиэтле: облачно
явления погоды в Сиэтле: пасмурно, дождь
явления погоды в Сиэтле: пасмурно, дождь
явления погоды в Сиэтле: пасмурно, небольшой дождь

Правитель народа у древних майя отвечал за погоду

23 марта 2017 | 17:41   В Белизе в древнем городе майя археологи обнаружили нефритовый кулон с вырезанными на нем логограммами. По всей видимости, его носил местный... >>

Как люди беркута спасали

23 марта 2017 | 13:32   Природоохранные инспекторы спасли из Енисея беркута, сообщил сегодня интернет-портал Newslab.ru. По видимому, в поисках пищи хищная птица залетела в... >>

Познавая облака...

23 марта 2017 | 11:18   Всемирный метеорологический день, который отмечается ежегодно 23 марта, в 2017 году посвящён… облакам. Именно так звучит его тема... >>

Аномальное тепло на Камчатке

23 марта 2017 | 11:08   Наступивший четверг отметился в столице Камчатского края рекордом максимальной температуры воздуха. Сегодня в 15 часов местного времени столбики... >>

Весна стремительно продвигается вглубь страны

23 марта 2017 | 10:44   В европейской части России активно протекают весенние процессы. В преддверии паводка управления Северной, Горьковской, Куйбышевской и Южно-Уральской... >>

Метеорологи всех стран, с праздником!

23 марта 2017 | 10:38   23 марта метеорологи всех стран отмечают Всемирный метеорологический день. Погода не знает границ – воздух над поверхностью планеты... >>

На Южном Урале объявлен «грязный» четверг

23 марта 2017 | 10:15   Антициклональная погода с полным отсутствием осадков и со слабыми ветрами вот уже несколько дней наблюдающаяся на Южном Урале способствует накоплению... >>

Кладбище космических кораблей

23 марта 2017 | 08:51   Мы часто слышим в сообщениях информационных агентств о том, что очередной космический аппарат, выведенный из эксплуатации, сгорел в плотных слоях... >>

Снег на крышах – это опасно!

23 марта 2017 | 07:42   Весна продолжает наступление на территорию России и потепление продвигается все дальше на восток. В некоторых регионах рост температуры опережает... >>

Австралийский фермер нашёл способ спасти коал, умирающих от жажды

23 марта 2017 | 06:37   Коалы, один из символов австралийской дикой природы, обычно получают всю необходимую влагу из листьев эвкалипта, которыми эти животные питаются... >>

Опасная сторона нынешней весны

22 марта 2017 | 22:35   Из-за аномального тепла в Европейской России раньше проснулись гадюки и клещи. Серпентологи предостерегают − за зиму змеи накопили много яда... >>

Канадская нефтяная компания не будет тревожить дикие племена в Перу

22 марта 2017 | 16:50   Общественность вынудила канадских нефтяников уйти с территории диких племен в Перу, проживающих в первозданной амазонской сельве.Компания Pacific E&P... >>

Древнейшие леса России находятся на грани исчезновения

22 марта 2017 | 15:15   По мнению специалистов Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, из-за вырубания деревьев, добычи ресурсов и сельского хозяйства могут исчезнуть 5... >>

Пингвины-родители кормят выросших детей

22 марта 2017 | 14:42   Исследователи обнаружили, что пингвины Галапагосских островов, которые уже покинули семейное гнездо, продолжают просить родителей о пропитании... >>

В субботу в Москве откроется летняя навигация

22 марта 2017 | 12:56   Тёплая погода, установившаяся в столице, позволяет открыть сезон на Москве-реке уже с 25 марта. Напомним, что всю первую половину месяца температура... >>

Носороги в Чехии останутся без рогов

22 марта 2017 | 12:00   Две недели назад, 7 марта, на территорию парижского зоопарка Туари проникли неизвестные и убили пятилетнего носорога по кличке Винс... >>

Циклоны не оставляют Европейскую Россию в покое

22 марта 2017 | 11:05   Второй день центр страны накрывают весенние туманы. Накануне в России туманы фиксировались в центральных и северо-западных регионах... >>

Дрожжи помогут китайцам бороться со смогом

22 марта 2017 | 10:34   Как известно, загрязнение воздуха смогом – бич крупных китайских городов. Сильнее других от токсичного воздуха страдают Пекин... >>

Астрахань во власти непогоды

22 марта 2017 | 09:52   Циклон, кружащий над низовьями Волги, залил дождями юго-восток Европейской России. Минувшей ночью в Калмыкии и Астраханской области выпало от 10 до... >>

В Японии объявлено о начале «ханами»

22 марта 2017 | 08:17   Накануне на контрольном дереве сакуры, расположенном при храме Ясукуни в центре Токио, раскрылись несколько цветков, сообщают ВЕСТИ.ru... >>

Пруды являются ещё одним источником потепления климата

21 марта 2017 | 19:07   Исследователи экспериментально доказали, что даже небольшие пруды являются источниками роста средней температуры воздуха на Земле... >>

В Бразилии окурки перерабатывают в бумагу

21 марта 2017 | 17:40   Бразилия решила внести свой посильный и весьма нестандартный, вклад в сохранение окружающей среды. В городе Воторантин открылся первый в стране завод... >>

Бизоны заселили Северную Америку задолго до людей

21 марта 2017 | 11:21   Палеонтологам было известно, что американские бизоны (Bison bison) пришли в Северную Америку из Сибири по существовавшему в плейстоценовую эпоху... >>

Сегодня – Всемирный день защиты лесов

21 марта 2017 | 10:59   Сегодня, 21 марта, во всем мире отмечается Международный день лесов (Международный день защиты лесов). Примерно третья часть суши на нашей планете... >>

Дети, которые любят прогулки, становятся защитниками природы

21 марта 2017 | 10:22   Дети, которые чаще гуляют на свежем воздухе, в окружении природы, с большей вероятностью будут защищать природу в дальнейшем. Такие результаты... >>

Юг России заливает небывалыми ливнями

21 марта 2017 | 10:08   Погоду в России продолжает портить активный атмосферный фронт. В начале недели ливни накрыли Черноморское побережье Кавказа. В Новороссийске за ночь... >>

Первый в мире судоходный тоннель спасёт суда от штормов

21 марта 2017 | 09:58   Норвежские власти утвердили проект уникального подземного туннеля для кораблей. Проект, получивший название «Stad Ship Tunnel»... >>

Амурская тигрица Марина вырастила сразу четырех тигрят

21 марта 2017 | 07:52   В Лазовском заповеднике Приморья обнаружили тигрицу с четырьмя тигрятами. Такой большой выводок у амурских тигров регистрируются редко... >>

Положено начало производству спирта из каменного угля

21 марта 2017 | 07:30   Первая в мире промышленная линия по производству этилового спирта из каменного угля, построенная 2 месяца назад в Китае, показала свою высокую... >>

Монгольские ГЭС могут лишить Байкал притока воды

20 марта 2017 | 20:04   Чем обернется для Байкала строительство монгольской ГЭС на его главном притоке Селенге? Ответ на этот вопрос ищут на начавшихся сегодня в Бурятии... >>

Первые обильные дожди наступившей весны

20 марта 2017 | 18:55   Вышедший сегодня на просторы Русской равнины циклон продолжает пополнять копилку небесной влаги новыми порциями дождей районы Черноземья и... >>

Учёные сомневаются в целесообразности экспорта байкальской воды в Китай

20 марта 2017 | 16:50   Учёные Бурятии и Иркутской области поделились своим мнением по поводу строительства трубопровода для откачки воды из Байкала в Китай: проект... >>

К середине столетия может исчезнуть вся промысловая рыба

20 марта 2017 | 16:17   По прогнозам Всемирного фонда дикой природы, (WWF) к середине текущего столетия в Мировом океане, если подходы к управлению рыболовством не изменятся... >>

Учёные не могут понять причины плохой погоды на Марсе

20 марта 2017 | 12:55   Специалисты NASA не могут выявить и установить причину плохих погодных условий на Марсе. В течение последних двух недель на Красной планете были... >>

В Германии прошли успешные испытания подводной системы аккумулирования энергии

20 марта 2017 | 11:30   Хранение энергии при помощи воды, накачиваемой в резервуар, расположенный выше турбины электрического генератора, является достаточно простым... >>

Сегодня самый ненастный день с начала года

20 марта 2017 | 11:21   Самый ненастный день с начала года ожидает сегодня жителей Центрального региона. На выходных шторм прокатился по Европе. В Польше, например... >>

Движение айсбергов станет прогнозируемым

20 марта 2017 | 09:25   Российские учёные в ближайшее время смогут предсказывать образование новых айсбергов и отслеживать дрейф уже образованных. Для решения этих ... >>

Смертельный забег молодого футболиста

20 марта 2017 | 07:02   Трагедией завершилась пробежка вдоль реки Замбези для игрока любительской футбольной команды из Мозамбика Эстевао Альберто Жино. Молодой человек... >>

Река обрела юридический статус

19 марта 2017 | 17:45   Впервые в мировой юриспруденции природный объект, а именно река Уонгануи, протекающая по Северному острову Новой Зеландии, обрела собственную... >>

Погода предстоящей недели: ненастье сменится теплом

19 марта 2017 | 16:56   В начале недели на погоде Южной России скажется влияние черноморского циклона, и поля дождевой облачности помешают солнцу прогревать воздух... >>

Метеорологи всех стран, с праздником!

Метеовести: прогноз погоды новости от ФОБОС - Метеорологи всех стран, с праздником!

23 марта 2017 | 11:27