Загадочное поведение грибов

21 ноября 2014 | 11:08  Центр ФОБОС
В нашей страны не так уж много людей, кто не любит грибы: для приверженцев «тихой охоты» - это один из способов релаксации, для кого-то – любимое кушанье. Но не будем забывать, что грибы – это, в первую очередь, живые организмы, и для биологов они таят массу загадок. Некоторые учёные даже полагают, что эти микроорганизмы обладают разумом.
Грибы стали одними из первых живых организмов, которые появились на нашей планете. Они пережили все катаклизмы Земли и сумели выжить в условиях экстремальных температур и радиации. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, но при этом сочетают в себе качества и тех, и других. Наука до сих пор не изучила эти организмы до конца, и многие учёные полагают, что грибы обладают разумом — иначе некоторые особенности их «поведения» просто не поддаются объяснению.
В 90х годах прошлого столетия идея о коллективном разуме грибов начала всё чаще вызывать интерес у исследователей. А в 2000 году были проведены эксперименты, результаты которых потрясли научное сообщество.
Японский биолог и физик Тошиюки Никагаки организовал серию любопытных опытов. Взяв лабиринт, с помощью которого проверяется память и интеллект лабораторных крыс, он у одного входа положил жёлтый плесневелый гриб, а у выхода — кусочек сахара. Physarumpolycephalum (научное название гриба), моментально выпустил нити в поисках «сладенького». На всех разветвлениях лабиринта нити раздваивались. Как только одна из них попадала в тупик, она разворачивалась и далее безошибочно следовала по «маршруту» более успешного ростка. К концу дня гриб добрался до сахара.На следующем этапе эксперимента учёный взял отросток Physarumpolycephalum (того же самого, который принимал участие в первом опыте) и поместил его у входа в идентичный лабиринт. Около выхода расположили сахар. На этот раз гриб выпустил всего 2 нити — одна моментально нашла верный путь к лакомому кусочку, а вторая … поднялась на «потолок» лабиринта и добралась до сахара напрямую(!).
В своём третьем эксперименте исследователь положил гриб на объемную карту Японии — на то место, где был обозначен Токио, и разложил кусочки продуктов на точки, соответствующие основным городам страны. То, что произошло дальше, не поддавалось никаким объяснениям — когда гриб пустил нити к пище, то его паутинка практически со 100 процентной точностью повторила карту железных дорог Японии. То есть, этот неизученный организм за несколько часов проделал ту же работу, которой десятилетиями занимались профессиональные инженеры в сфере прокладывания дорог(!).
По оценкам учёных, на планете существует несколько миллионов видов грибов, и большинство из них изучены мало или не изучены вообще. Мы до сих пор не знаем, почему одни грибы выбирают себе местечко около пней, а другие предпочитают расти только на болоте. Также остаётся загадкой, отчего в рамках одного и того же мицелия гриб может вырасти на поверхности через 2 дня или через 20 лет. Неизвестна и причина возникновения так называемых «ведьминых кругов» - окружностей, по линии которых всегда вырастают грибы одного мицелия.Существуют грибы, которые питаются исключительно загрязнёнными радиацией продуктами, а другие - умеют размножаться и жить в космосе, где нет атмосферы и ничего живого.
В некоторых сферах эти организмы обладают большими «технологиями», чем люди. А некоторые из них способны разлагать пластик. Один из исследователей пытался выращивать Pestalotiopsismicrospora в пластиковом стаканчике, пока тот его не "съел". И это на фоне того, что человечество до сих пор не изобрело технологий, способных добиться экологически-чистой утилизации пластика.
Не будем забывать, что в устройстве нашей природы грибам отведена ключевая роль — именно они занимаются разложением биомассы (мертвых растений и животных) и переработкой её в обычную почву.
Человек использует грибы во многих целях, начиная от употребления в пищу и заканчивая медициной. Но в то же время, именно эти организмы чаще всего вызывают заболевания в наших телах. Так может не человек, а гриб является хозяином природы?

явления погоды в Сиэтле: малооблачно
явления погоды в Сиэтле: ясно
явления погоды в Сиэтле: облачно
явления погоды в Сиэтле: пасмурно

В Россию создадут «климатическую библиотеку»

17 августа 2017 | 17:51   Образцы керна, взятые со дна океана, из недр земли и ледников в последние десятилетия многое изменили в научном мире в понимании геологической... >>

Искусственный интеллект работает ведущим новостей и прогноза погоды

17 августа 2017 | 14:36   В японской префектуре Вакаяма в штат местной радиостанции FM Wakayama зачислен искусственный интеллект, который читает новости и прогнозы погоды... >>

Крым ждёт ухудшения погоды

17 августа 2017 | 12:01   Накануне природа вновь порадовала жителей и гостей Крымского полуострова солнечной и преимущественно сухой погодой. Днём максимальная температура... >>

Почему Россия не вписалась в Вестерос?

17 августа 2017 | 11:54   В серии фантастических романов Джорджа Мартина уделяется много внимания климату. Он на континенте Вестерос ведёт себя непредсказуемо: то 10 лет... >>

Погода и вода российских курортов дадут фору средиземноморским

17 августа 2017 | 11:29   Погода на Черноморском побережье России снова даст фору средиземноморским курортам. Поехавшим в Европу туристам не до отдыха. В среду МИД России... >>

Качество воздуха в Китае оставляет желать лучшего

17 августа 2017 | 10:33   Многочисленные и жёсткие меры по улучшению качества воздуха в городах Китая пока не дают нужного результата. Так, в июле текущего года во многих... >>

Лесные пожары в Португалии

17 августа 2017 | 09:35   Сухая и засушливая погода, установившаяся на крайнем западе Европы, способствует появлению и развитию там очагов лесных пожаров. Сложная обстановка... >>

Пожар в СВАО потушен, но дым ещё идёт

17 августа 2017 | 08:01   Накануне поздно вечером на северо-востоке столицы случился крупный пожар. Огонь в двухэтажном здании на Полярной улице вспыхнул около 23 часов... >>

Погода в Санкт-Петербурге 17 августа

17 августа 2017 | 07:42   В наступивший четверг погоду в Ленинградской области будет формировать атмосферный фронт. Его стараниями в регионе облачно с прояснениями... >>

Погода в Москве 17 августа

17 августа 2017 | 07:29   Сегодня на фоне повышенного атмосферного давления в столичном регионе вновь будет солнечно, сухо и по-летнему тепло. В Москве и области переменная... >>

Пострадавших от наводнения в Непале спасают слоны

17 августа 2017 | 07:08   Сильные и продолжительные дожди, прошедшие во многих регионах Юго-Восточной Азии,стали причиной большого числа наводнений и оползней. Так... >>

В XXI на Земле засух станет больше

16 августа 2017 | 17:08   В связи с глобальным потеплением уже в самом ближайшем будущем засухи будут отмечаться всё чаще, и они станут более сильными и продолжительными... >>

Высокие технологии уничтожат всё живое

16 августа 2017 | 13:53   Недавно в журнале International Journal of Astrobiology была опубликована статья американского математика и астробиолога, профессора Университета... >>

Большинство вулканов находится в Антарктике

16 августа 2017 | 12:19   Долгое время считалось, что Антарктида, имеющая 50 подлёдных вулканов, – самый тектонически спокойный континент. Но в нынешнем году учёные из... >>

У города Каменск-Шахтинский горит лес

16 августа 2017 | 10:40   Из-за сильной жары обострилась пожароопасная обстановка в Ростовской области. Здесь за последние несколько недель произошел ряд крупных ландшафтных... >>

Дожди затопили Геленджик

16 августа 2017 | 09:53   Накануне этот курорт на Черноморском побережье Кавказа пережил настоящий тропический ливень. Во вторник в городе выпало больше августовской нормы... >>

Солнечное затмение: уникальный шанс изучить ближайший космос

16 августа 2017 | 08:55   Ливень и град, наводнение и шторм, метель, снегопад и другие стихии погоды – все они зримы и ощутимы, они наносят огромный ущерб инфраструктуре... >>

К чему приведёт аномальное развитие погодных событий?

16 августа 2017 | 08:42   Холодный фронт, который в понедельник принёс грозы и тропические ливни в столичный регионе, сегодня ударит по Уралу. А с запада к нашей стране... >>

«Оранжевая» опасность на Камчатке

16 августа 2017 | 08:17   В среду утром камчатские вулканы Ключевской и Шивелуч выбросили столбы пепла. По сообщению РИА Новости, пепловый выброс на Ключевском достигает 6 000... >>

Зачем учёные так пристально изучают болота?

15 августа 2017 | 16:06   Болота считаются одними из «летописцев» природы Земли. Они слой за слоем накапливают в себе информацию в виде остатков отмерших организмов... >>