Взрыв сверхновой звезды – угроза человечеству!

4 августа 2013 | 11:40  Центр ФОБОС
Почти год тому назад появилось сообщение о том, что космические аппараты "Вояджер", стартовавшие еще до рождения многих, читающих эти строки в 1977 году, вышли на границу Солнечной системы. Осмысливая этот факт, понимаешь, до какой степени крохотна эта песчинка – Земля, затерянная на бескрайних просторах космоса! И если с угрозами для существования человечества, которые мы создаем себе сами, есть шанс справиться, то в пространстве существуют силы, способные в одно мгновение стереть с астрономических карт всю систему планет, вращающихся вокруг заурядной звезды – Солнца!
Речь идет о взрывах сверхновых звезд. Нечто подобное уже происходило на памяти человечества, в 1054 году, когда взорвалась сверхновая звезда, превратившаяся в последствии в Крабовидную туманность. Этот инцидент подробно описан в китайских летописях, яркость вспышки была столь значительна, что ее в течение месяца можно было даже наблюдать днем! Но случился этот катаклизм очень далеко, даже по космическим меркам, от Земли, свет от вспышки шел к нашей планете 5500 лет!
Но вот теперь астрономы нашли кандидата в сверхновые поближе – это Бетельгейзе из созвездия Ориона. Расстояние до этой звезды – около шестисот световых лет, не самая близкая система, но и не очень далеко в галактическом масштабе.
Вывод о том, что Бетельгейзе нестабильна, ученые сделали на основании данных об изменении спектра звезды. Еще в первом веке нашей эры китайские астрономы описывали свет звезды как белый или желтый. А позднее, в хрониках Птолемея, звезда уже характеризовалась как красная. Это изменение спектра говорит об израсходовании запасов водорода в недрах звезды. А водород – основное топливо, благодаря которому и идет звездная термоядерная реакция.
По расчетам ученого-астронома из австралийского Университета Южного Квинсленда Брэда Картера, Бетельгейзе может взорваться в любой момент. Причем это будет именно взрыв сверхновой, так как масса звезды в двадцать раз больше массы Солнца, а для такого катаклизма достаточно, чтобы ее масса была в девять раз больше солнечной. Если Бетельгейзе взорвется как сверхновая в шестистах световых годах от Земли, звезда будет похожа на зеркальную точку, яркую, как полная Луна. Под открытым небом ночью вполне можно будет читать газету, а в течение шести месяцев она будет легко заметна в дневном свете.
Будет ли взрыв сверхновой угрожать жизни на Земле? Событие масштабное... Если в небе появится источник света, сопоставимый Луной, на планету будет приходить не только свет. При взрыве сверхновой единовременно выделяется огромное количество энергии. Разумеется, все, что находится в непосредственной близости от сверхновой звезды, выжигается и сметается «солнечным ветром». На расстоянии в шестьсот световых лет этот ветер, естественно, ослабеет, хотя и будет весьма и весьма заметен. Даже самая мощная магнитная буря, которая когда-либо бушевала на планете, померкнет перед этим космическим штормом, который охватит магнитосферу в течение нескольких месяцев!
Но основной поток гамма-излучения, способного разрушить озоновый слой Земли, будет излучаться сверхновой двумя пучками, направленными в ту же сторону, что и полюса звезды. Серьезная опасность грозит планете лишь в том случае, если полюс Бетельгейзе направлен непосредственно к нам. Тогда жесткое излучение действительно может «стерилизовать» планету, убивая в ней все живое.
Есть и положительный момент: учитывая расстояние до звезды и размеры Земли, вероятность такого сценария невелика – одна миллиардная доля процента. И еще: Бетельгейзе может быть уже и взорвалась, ведь свет от вспышки будет идти к нам шестьсот лет. И если взрыв произошел, скажем, триста лет назад, еще при императоре Петре Великом, увидеть его последствия смогут только наши потомки через триста лет, в 2313 году.

Матч состоиться при любой погоде - это про футбол, но не про теннис

30 мая 2016 | 16:35   Все матчи игрового дня на Открытом чемпионате Франции по теннису, которые должны были быть сыграны в понедельник, отменены из-за дождя... >>

Весна прощается майскими снегопадами и заморозками

30 мая 2016 | 14:05   В преддверии лета сразу в нескольких городах России выпал снег. Таким образом весна прощается с жителями Салехарда, Норильска, Надыма... >>

У берегов Новой Зеландии произошло землетрясение

30 мая 2016 | 11:45   Землетрясение магнитудой 5,7 произошло в юго-западной части Тихого океана у берегов Новой Зеландии, сообщает РИА Новости, со ссылкой на Геологическую... >>

Погода в топе амурских новостей

30 мая 2016 | 10:35   Сегодня все новостные ленты местных информагентств уступили первую строчку новости о погоде. На юге Амурской области выпал первый в этом сезоне... >>

Грозы продолжат наводить ужас на жителей Европы и юга России

30 мая 2016 | 10:01   Мощные грозовые фронты один за другим накатывают на Европу и юг России. В выходные стихия наводила ужас на жителей стран Старого Света... >>

На Камчатке продолжают гореть леса

30 мая 2016 | 08:57   Три природных пожара горят на территории Камчатского края, два очага возгорания зафиксированы в Тигильском районе, еще один — в Мильковском... >>

Сильный ливень в Адыгее привел к подтоплению домов и дорог

30 мая 2016 | 07:40   Сильный ливень в Адыгее привел к подтоплению более 400 домов и множества дорог. Как сообщает Эхо Москвы, разрушено восемь мостов... >>

Погода в Санкт-Петербурге 30 мая

30 мая 2016 | 07:27   Начало новой недели порадует жителей и гостей Санкт-Петербурга и Ленинградской области комфортной погодой. Регион окажется во власти антициклона... >>

Погода в Москве 30 мая

30 мая 2016 | 07:22   Сегодня столичный регион будет находиться во власти антициклона, с характерной для него преимущественно сухой и солнечной погодой... >>

Ливни стали причиной наводнений на юге Германии, есть жертвы

30 мая 2016 | 06:36   Наводнения возникли сегодня во многих городах германской земли Баден-Вюртемберг в результате проливных дождей, обрушившихся в воскресенье на этот... >>

Очередной оползень в Китае вновь привел к гибели людей

30 мая 2016 | 06:28   3 человека погибли, 3 числятся пропавшими без вести в результате оползня, произошедшего ранним утром в воскресенье в г. Цзяньдэ провинции Чжэцзян ... >>

Погода новой недели: настоящее лето

29 мая 2016 | 21:42   На погоде южных регионов России будет сказываться влияние черноморской депрессии, поэтому здесь рабочая неделя пройдет под аккомпанемент грозовых... >>

Самое «фотогеничное» изображение Марса

29 мая 2016 | 17:23   NASA опубликовало снимки Марса, каким мы его ещё не видели. Одну из фотографий многие признали самым «фотогеничным» изображением Красной планеты... >>

Японцы хотят устроить грандиозное пиротехническое шоу в космосе

29 мая 2016 | 17:05   Японцы хотят устроить искусственный метеоритный дождь на открытии Олимпиады-2020 в Токио. Воплотить амбициозную идею в жизнь решила группа японских... >>

Наводнение в Техасе унесло жизни четырёх человек

29 мая 2016 | 16:39   Число жертв наводнения в американском штате Техас, вызванного мощными ливнями, возросло до четырёх человек, ещё двое остаются пропавшими без вести... >>

Виды на лето. Чего ждать?

29 мая 2016 | 13:30   В метеорологии принято считать датой начала лета момент устойчивого перехода среднесуточной температуры через +15°. И уже 20 мая такие условия... >>

В Польше от ударов молнии погибли люди

29 мая 2016 | 10:11   Из-за сильной бури и ударов молнии на юге Польши два человека погибли, ещё трое пострадали, сообщает TVN Kontakt 24. Одной из жертв стал 40-летний... >>

В зоопарке США горилла напала на ребёнка

29 мая 2016 | 09:17   Сотрудники зоопарка в Цинциннати, штат Огайо, вынуждены были застрелить гориллу после того, как в жилище животного оказался трехлетний мальчик... >>

Томская область сменила часовой пояс

29 мая 2016 | 08:59   Томская область перешла из пятой часовой зоны в шестую, переведя стрелки часов на час вперед; разница с Москвой теперь составляет плюс четыре часа... >>

Погода в Санкт-Петербурге 29 мая

29 мая 2016 | 07:46   Сегодня синоптическая ситуация на северо-западе России обусловится скандинавским антициклоном, благодаря чему из-за слоистых туч, наконец-то... >>

Погода в Москве 29 мая

29 мая 2016 | 07:46   Сегодня характер погоды в столичном регионе существенно не изменится, и на фоне солнечной погоды и существенного прогрева воздуха местами вырастут... >>

В Тульской области очевидцы засняли смерч

28 мая 2016 | 16:29   Сегодня по южным границам Центрального региона перемещался атмосферный фронт, который стал причиной кратковременных ливневых дождей и очаговых гроз... >>

Оползень убил 5 человек в Киргизии

28 мая 2016 | 15:11   Сегодня, по данным пресс-службы МЧС Киргизии, на участке дороги Ош — Айдаркен в Баткенской области на юге Киргизии, в результате проливных дождей... >>

В Мехико объявлена первая фаза экологической тревоги

28 мая 2016 | 11:58   Мексика продолжает оставаться в зоне влияния очага повышенного атмосферного давления. Стабильное состояние атмосферы и слабый ветер привели к тому... >>

В музей Мирового океана прибыл новый экспонат

28 мая 2016 | 08:35   В музей Мирового океана в Калининграде из Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова передан уникальный ртутный чашечный барометр... >>

Где сегодня стоит ожидать удара стихии?

28 мая 2016 | 05:58   В первый день уик-энда южные районы ЕТР продолжат оставаться в зоне влияния атмосферного фронта, который вновь станет причиной локальных ливней... >>