Взрыв сверхновой звезды – угроза человечеству!

4 августа 2013 | 11:40  Центр ФОБОС
Почти год тому назад появилось сообщение о том, что космические аппараты "Вояджер", стартовавшие еще до рождения многих, читающих эти строки в 1977 году, вышли на границу Солнечной системы. Осмысливая этот факт, понимаешь, до какой степени крохотна эта песчинка – Земля, затерянная на бескрайних просторах космоса! И если с угрозами для существования человечества, которые мы создаем себе сами, есть шанс справиться, то в пространстве существуют силы, способные в одно мгновение стереть с астрономических карт всю систему планет, вращающихся вокруг заурядной звезды – Солнца!
Речь идет о взрывах сверхновых звезд. Нечто подобное уже происходило на памяти человечества, в 1054 году, когда взорвалась сверхновая звезда, превратившаяся в последствии в Крабовидную туманность. Этот инцидент подробно описан в китайских летописях, яркость вспышки была столь значительна, что ее в течение месяца можно было даже наблюдать днем! Но случился этот катаклизм очень далеко, даже по космическим меркам, от Земли, свет от вспышки шел к нашей планете 5500 лет!
Но вот теперь астрономы нашли кандидата в сверхновые поближе – это Бетельгейзе из созвездия Ориона. Расстояние до этой звезды – около шестисот световых лет, не самая близкая система, но и не очень далеко в галактическом масштабе.
Вывод о том, что Бетельгейзе нестабильна, ученые сделали на основании данных об изменении спектра звезды. Еще в первом веке нашей эры китайские астрономы описывали свет звезды как белый или желтый. А позднее, в хрониках Птолемея, звезда уже характеризовалась как красная. Это изменение спектра говорит об израсходовании запасов водорода в недрах звезды. А водород – основное топливо, благодаря которому и идет звездная термоядерная реакция.
По расчетам ученого-астронома из австралийского Университета Южного Квинсленда Брэда Картера, Бетельгейзе может взорваться в любой момент. Причем это будет именно взрыв сверхновой, так как масса звезды в двадцать раз больше массы Солнца, а для такого катаклизма достаточно, чтобы ее масса была в девять раз больше солнечной. Если Бетельгейзе взорвется как сверхновая в шестистах световых годах от Земли, звезда будет похожа на зеркальную точку, яркую, как полная Луна. Под открытым небом ночью вполне можно будет читать газету, а в течение шести месяцев она будет легко заметна в дневном свете.
Будет ли взрыв сверхновой угрожать жизни на Земле? Событие масштабное... Если в небе появится источник света, сопоставимый Луной, на планету будет приходить не только свет. При взрыве сверхновой единовременно выделяется огромное количество энергии. Разумеется, все, что находится в непосредственной близости от сверхновой звезды, выжигается и сметается «солнечным ветром». На расстоянии в шестьсот световых лет этот ветер, естественно, ослабеет, хотя и будет весьма и весьма заметен. Даже самая мощная магнитная буря, которая когда-либо бушевала на планете, померкнет перед этим космическим штормом, который охватит магнитосферу в течение нескольких месяцев!
Но основной поток гамма-излучения, способного разрушить озоновый слой Земли, будет излучаться сверхновой двумя пучками, направленными в ту же сторону, что и полюса звезды. Серьезная опасность грозит планете лишь в том случае, если полюс Бетельгейзе направлен непосредственно к нам. Тогда жесткое излучение действительно может «стерилизовать» планету, убивая в ней все живое.
Есть и положительный момент: учитывая расстояние до звезды и размеры Земли, вероятность такого сценария невелика – одна миллиардная доля процента. И еще: Бетельгейзе может быть уже и взорвалась, ведь свет от вспышки будет идти к нам шестьсот лет. И если взрыв произошел, скажем, триста лет назад, еще при императоре Петре Великом, увидеть его последствия смогут только наши потомки через триста лет, в 2313 году.

явления погоды в Сиэтле: пасмурно
явления погоды в Сиэтле: пасмурно, небольшой дождь
явления погоды в Сиэтле: пасмурно, небольшой дождь
явления погоды в Сиэтле: малооблачно

Пожар в СВАО потушен, но дым ещё идет

17 августа 2017 | 08:01   Накануне поздно вечером, на северо-востоке столицы случился крупный пожар. Огонь в двухэтажном здании на Полярной улице вспыхнул около 23 часов... >>

Погода в Санкт-Петербурге 17 августа

17 августа 2017 | 07:42   В наступивший четверг погоду в Ленинградской области будет формировать атмосферный фронт. Его стараниями в регионе облачно с прояснениями... >>

Погода в Москве 17 августа

17 августа 2017 | 07:29   Сегодня на фоне повышенного атмосферного давления в столичном регионе вновь будет солнечно, сухо и по-летнему тепло. В Москве и области переменная... >>

Пострадавших от наводнения в Непале спасают слоны

17 августа 2017 | 07:08   Сильные и продолжительные дожди, прошедшие во многих регионах Юго-Восточной Азии,стали причиной большого числа наводнений и оползней... >>

В XXI на Земле засух станет больше

16 августа 2017 | 17:08   В связи с глобальным потеплением уже в самом ближайшем будущем засухи будут отмечаться всё чаще, и они станут более сильными и продолжительными... >>

Высокие технологии уничтожат всё живое

16 августа 2017 | 13:53   Недавно в журнале International Journal of Astrobiology была опубликована статья американского математика и астробиолога, профессора Университета... >>

Большинство вулканов находится в Антарктике

16 августа 2017 | 12:19   Долгое время считалось, что Антарктида, имеющая 50 подлёдных вулканов, – самый тектонически спокойный континент. Но в нынешнем году учёные из... >>

У города Каменск-Шахтинский горит лес

16 августа 2017 | 10:40   Из-за сильной жары обострилась пожароопасная обстановка в Ростовской области. Здесь за последние несколько недель произошел ряд крупных ландшафтных... >>

Дожди затопили Геленджик

16 августа 2017 | 09:53   Накануне этот курорт на Черноморском побережье Кавказа пережил настоящий тропический ливень. Во вторник в городе выпало больше августовской нормы... >>

Солнечное затмение: уникальный шанс изучить ближайший космос

16 августа 2017 | 08:55   Ливень и град, наводнение и шторм, метель, снегопад и другие стихии погоды – все они зримы и ощутимы, они наносят огромный ущерб инфраструктуре... >>

К чему приведёт аномальное развитие погодных событий?

16 августа 2017 | 08:42   Холодный фронт, который в понедельник принёс грозы и тропические ливни в столичный регионе, сегодня ударит по Уралу. А с запада к нашей стране... >>

«Оранжевая» опасность на Камчатке

16 августа 2017 | 08:17   В среду утром камчатские вулканы Ключевской и Шивелуч выбросили столбы пепла. По сообщению РИА Новости, пепловый выброс на Ключевском достигает 6 000... >>

Зачем учёные так пристально изучают болота?

15 августа 2017 | 16:06   Болота считаются одними из «летописцев» природы Земли. Они слой за слоем накапливают в себе информацию в виде остатков отмерших организмов... >>

Турист на Байкале погиб от удара молнии

15 августа 2017 | 11:42   Двадцатилетний турист погиб во время отдыха на берегу озера. ЧП произошло на байкальском острове Ольхон, 14 августа, около 15:30. Причиной смерти... >>

Мировых метеорологических центров стало больше

15 августа 2017 | 11:32   Европейский центр среднесрочных прогнозов погоды стал Мировым метеорологическим центром, сообщает Центр новостей ООН. Данное решение было принято... >>

Лекарства будут испытывать на искусственной печени

15 августа 2017 | 11:24   Международный консорциум учёных из США, Швеции, Италии, Колумбии, Южной Кореи и Саудовской Аравии создал и напечатал на 3D-биопринтере живые ткани... >>

Южная жара пошла на спад

15 августа 2017 | 11:22   Хорошая новость – циклон наконец-то избавит южные регионы от жары. В понедельник зной спровоцировал сход мощного селя в окрестностях города Тырныауз... >>

Таяние ледников Гренландии связано с антициклонами

15 августа 2017 | 10:49   Такой вывод сделан на основе результатов исследования гляциологов из Университета Бристоля, Великобритания. В ходе исследования на основе изучения... >>

Экономисты изобрели искусственный нос

15 августа 2017 | 10:15   В Лаборатории когнитивных исследований в области технологий, систем и процессов Высшей школы экономики (ВШЭ) применили быстрообучаемый нейросетевой... >>

На Чукотке пересчитают китов

15 августа 2017 | 08:06   На Чукотке впервые проведут исследования популяционной структуры и миграций китообразных. Первый рекогносцировочный проект стартовал в национальном... >>

Сильные дожди унесли жизни людей

15 августа 2017 | 07:40   Более 312 человек стали жертвами наводнения и схода оползня 14 августа в Сьерра-Леоне (Западная Африка). Среди погибших около 60 детей... >>

Тропический лес сам способен формировать дождевую облачность

14 августа 2017 | 17:00   Учёные выяснили, почему период дождей над обширным бассейном Амазонки начинается на 2-3 месяца раньше положенного срока. Причина кроется в... >>

Зона непогоды приближается к столичному региону

14 августа 2017 | 16:47   Медленно перемещающийся в параллельных потоках волновой атмосферный фронт, продолжает своё движение от юго-западных районов Центрального региона на... >>

Жажда жизни

14 августа 2017 | 13:01   Порой современный человек, вооружённый технологиями и гаджетами, считает себя царём природы, но на самом деле это лишь иллюзия. И природа... >>

Золотые рыбки умеют производить спирт

14 августа 2017 | 12:23   Золотые рыбки (Carassius auratus) и их более крупные родственники, золотые караси (Carassius carassius), ценятся как декоративные прудовые рыбы в... >>

Российские военные спутники станут всепогодными

14 августа 2017 | 12:14   Российские учёные работают над созданием новейших технологий, которые позволят военным спутникам вести наблюдения при любой погоде... >>

Холодный фронт принесёт кратковременное избавление от жары

14 августа 2017 | 11:00   Холодный фронт вместе с грозами и усилением ветра несёт кратковременное избавление от жары для жителей Русской равнины. В воскресенье по его вине... >>

Светильники-облака стали летать по-настоящему

14 августа 2017 | 10:00   Долой провода – в дело вступает магнитная левитация! Бруклинский дизайнер Ричард Кларксон выпустил модель «Floating Cloud»... >>

К столичному региону приближается грозовой фронт

14 августа 2017 | 08:58   В минувшую ночь по территории столичного региона прошёл тёплый атмосферный фронт, который отметился локальными ливнями и грозами. Наибольшее... >>

Погода новой недели: летнее тепло сохранится

13 августа 2017 | 18:41   На юге Европейской России в понедельник солнечно и жарко. Но со вторника над Чёрным морем раскрутится циклон, и под аккомпанемент грозовых дождей... >>

Ураганы продолжают делать людям необычные подарки

13 августа 2017 | 18:30   Благодаря ливням и ураганам, наводнениям и штормам достоянием человечества иногда становятся редкие и удивительные находки. Как написал когда-то... >>

Лебединая песня пляжного сезона? Не совсем …

13 августа 2017 | 11:31   Август оказался щедрым и мягким на погоду, и сегодня природа вновь создала комфортные условия для купания в Центральной России. Ильин день (2 августа... >>

Мхи и водоросли умеют защищаться от солнечных ожогов

13 августа 2017 | 10:47   Фотосинтез – важный и необходимый процесс для растений – оказывается, до недавнего времени хранил тайну. Если растение поглощает избыток солнечного... >>

Погода в Москве 13 августа: расщедрилось златокудрое солнце

13 августа 2017 | 07:53   Лето не вянет, и воскресенье вновь порадует москвичей превосходными погодными условиями. Центр антициклона сместился к берегам Верхней Волги... >>

Как в Китае «осень грызут»?

12 августа 2017 | 18:00   В Китай 7 августа пришла осень. Поднебесная вступила в период «Лицю» – становление осени – один из 24 сезонов сельскохозяйственного календаря... >>

Учёные обнаружили уникальные свойства паутины

12 августа 2017 | 16:02   Паутина (секрет паутинных желёз, который вскоре после выделения застывает в форме нитей) давно удивляет ученых потрясающими свойствами: она обладает... >>

В Новосибирске заработал новый метеорологический радиолокатор

12 августа 2017 | 11:00   Отечественная метеорология не стоит на месте. Реализуя план по покрытию наиболее важных регионов страны сплошным радиолокационным полем... >>

Что такое «жирберги» и как с ними борются в Лондоне

12 августа 2017 | 08:01   Под улицами Лондона в канализационных туннелях и трубах возникают громадные глыбы жира. Возьмите слово «айсберг» — буквально «ледяная гора»... >>

На севере Европейской России вновь отмечены заморозки

12 августа 2017 | 07:23   Календарное лето неумолимо приближается к своему завершению, и в погоде всё чаще появляются признаки осени. Уже отмечены первые заморозки на Урале и... >>

Ловите «падающие звёзды» или в небе Персеиды

12 августа 2017 | 06:34   Одним из наиболее интересных астрономических явлений августа является метеорный поток Персеиды, пик активности которого придётся на период с 11 по 14... >>

К чему приведёт аномальное развитие погодных событий?

Метеовести: прогноз погоды новости от ФОБОС - К чему приведёт аномальное развитие погодных событий?

17 августа 2017 | 08:14