Взрыв сверхновой звезды – угроза человечеству!

4 августа 2013 | 11:40  Центр ФОБОС
Почти год тому назад появилось сообщение о том, что космические аппараты "Вояджер", стартовавшие еще до рождения многих, читающих эти строки в 1977 году, вышли на границу Солнечной системы. Осмысливая этот факт, понимаешь, до какой степени крохотна эта песчинка – Земля, затерянная на бескрайних просторах космоса! И если с угрозами для существования человечества, которые мы создаем себе сами, есть шанс справиться, то в пространстве существуют силы, способные в одно мгновение стереть с астрономических карт всю систему планет, вращающихся вокруг заурядной звезды – Солнца!
Речь идет о взрывах сверхновых звезд. Нечто подобное уже происходило на памяти человечества, в 1054 году, когда взорвалась сверхновая звезда, превратившаяся в последствии в Крабовидную туманность. Этот инцидент подробно описан в китайских летописях, яркость вспышки была столь значительна, что ее в течение месяца можно было даже наблюдать днем! Но случился этот катаклизм очень далеко, даже по космическим меркам, от Земли, свет от вспышки шел к нашей планете 5500 лет!
Но вот теперь астрономы нашли кандидата в сверхновые поближе – это Бетельгейзе из созвездия Ориона. Расстояние до этой звезды – около шестисот световых лет, не самая близкая система, но и не очень далеко в галактическом масштабе.
Вывод о том, что Бетельгейзе нестабильна, ученые сделали на основании данных об изменении спектра звезды. Еще в первом веке нашей эры китайские астрономы описывали свет звезды как белый или желтый. А позднее, в хрониках Птолемея, звезда уже характеризовалась как красная. Это изменение спектра говорит об израсходовании запасов водорода в недрах звезды. А водород – основное топливо, благодаря которому и идет звездная термоядерная реакция.
По расчетам ученого-астронома из австралийского Университета Южного Квинсленда Брэда Картера, Бетельгейзе может взорваться в любой момент. Причем это будет именно взрыв сверхновой, так как масса звезды в двадцать раз больше массы Солнца, а для такого катаклизма достаточно, чтобы ее масса была в девять раз больше солнечной. Если Бетельгейзе взорвется как сверхновая в шестистах световых годах от Земли, звезда будет похожа на зеркальную точку, яркую, как полная Луна. Под открытым небом ночью вполне можно будет читать газету, а в течение шести месяцев она будет легко заметна в дневном свете.
Будет ли взрыв сверхновой угрожать жизни на Земле? Событие масштабное... Если в небе появится источник света, сопоставимый Луной, на планету будет приходить не только свет. При взрыве сверхновой единовременно выделяется огромное количество энергии. Разумеется, все, что находится в непосредственной близости от сверхновой звезды, выжигается и сметается «солнечным ветром». На расстоянии в шестьсот световых лет этот ветер, естественно, ослабеет, хотя и будет весьма и весьма заметен. Даже самая мощная магнитная буря, которая когда-либо бушевала на планете, померкнет перед этим космическим штормом, который охватит магнитосферу в течение нескольких месяцев!
Но основной поток гамма-излучения, способного разрушить озоновый слой Земли, будет излучаться сверхновой двумя пучками, направленными в ту же сторону, что и полюса звезды. Серьезная опасность грозит планете лишь в том случае, если полюс Бетельгейзе направлен непосредственно к нам. Тогда жесткое излучение действительно может «стерилизовать» планету, убивая в ней все живое.
Есть и положительный момент: учитывая расстояние до звезды и размеры Земли, вероятность такого сценария невелика – одна миллиардная доля процента. И еще: Бетельгейзе может быть уже и взорвалась, ведь свет от вспышки будет идти к нам шестьсот лет. И если взрыв произошел, скажем, триста лет назад, еще при императоре Петре Великом, увидеть его последствия смогут только наши потомки через триста лет, в 2313 году.

явления погоды в Сиэтле: пасмурно, дождь

Природа и её обитатели: зачем олени истошно ревут?

17 декабря 2017 | 20:30   Недавно сотрудникам Воронежского биосферного заповедника имени В.М. Пескова удалось снять редкое видео — поздним вечером фотоловушка уловила ревущего... >>

Погода недели: рекордное тепло отступит

17 декабря 2017 | 19:55   На юге России неделя стартует по-апрельски тёплой погодой – местами дожди и до +12…+17⁰. Но затем в регион прорвутся арктические воздушные... >>

Московская погода «переобуется» в воздухе: надвигается зима

17 декабря 2017 | 15:09   В понедельник погода в столичном регионе резко ухудшится. Небывалая оттепель и дожди сменятся утренней гололедицей, послеполуденными снегопадами... >>

Беспилотный шаттл-такси попал в аварию в первый же день работы

17 декабря 2017 | 13:59   Беспилотный шаттл и грузовик с водителем столкнулись 8 ноября в Лас-Вегасе. По иронии судьбы, это произошло в первый же день эксплуатации... >>

Древний пингвин был ростом с современного человека

17 декабря 2017 | 11:05   Археологи из Научно-исследовательского института Сенкенберга и Музея естественной истории во Франкфурте (Германия) обнаружили в Новой Зеландии... >>

Самый острый соус готовят в Англии в графстве Линкольншир

17 декабря 2017 | 09:35   Перед тем как отправить в рот куриную ножку в соусе Atomic Kick Ass, посетители ресторана должны подписать бумагу, освобождающую заведение от... >>

Летучие лисицы в Австралии вытесняют людей из родных мест

17 декабря 2017 | 09:22   Жители австралийского города Чартерс-Тауэрс покидают свои жилища: из родных мест их вытеснили летучие лисицы. На данный момент в Чартерс-Тауэрсе ... >>

В столице установлен рекорд температуры воздуха

17 декабря 2017 | 08:32   Сегодня утром в столице на базовой метеорологической станции Москва (ВДНХ) установлен абсолютный рекорд температуры воздуха за всю историю... >>

17 декабря 2017 | 08:14   На характер погоды в Северо-Западном федеральном округе сегодня будет оказывать влияние гребень антициклона. На фоне повышения атмосферного давления... >>

17 декабря 2017 | 08:07   Южный циклон принес в столицу рекордное тепло. Сегодня утром на метеостанции Москва (ВДНХ) зафиксирована температура воздуха +7.7°... >>

К столичному региону приближаются дожди

16 декабря 2017 | 18:18   Передний край зоны осадков, связанной с тёплым атмосферным фронтом балканского циклона, уже подошёл к южным границам столичного региона. Так, в 18... >>

От осетра осталось лишь название...

16 декабря 2017 | 18:11   Река Осётр, правый приток Оки, длиной в 228 км протянулась по территории сразу трёх областей в европейской части России – по Московской... >>

Светящиеся растения заменят фонари и светильники

16 декабря 2017 | 16:34   На освещение улиц и квартир тратится до 20% производимого электричества. Одним из вариантов снижения этих энергозатрат может стать использование... >>

«Руки Бога», или иллюзия обмана

16 декабря 2017 | 15:03   Людям так хочется верить в чудо, что мозг готов воплотить в реальность любую фантазию.Житель Австралии заснял на видео и выложил в интернет мощные... >>

Пугающая природа: гигантские паутины

16 декабря 2017 | 12:58   Необычный лес, окутанный плотной и гигантской паутиной, недавно обнаружили на берегах реки Сорек под Иерусалимом. Учёные Еврейского университета... >>

Австралийский поезд на солнечных батареях выходит на маршрут

16 декабря 2017 | 10:08   В эти выходные дни на пятом континенте вводится новый, экологически чистый вид транспорта – 3-х километровый железнодорожный маршрут вблизи... >>

Рекордное тепло идёт на Русскую равнину

16 декабря 2017 | 06:10   Постепенно выходящий на Русскую равнину активный циклон с Балкан сегодня принесёт не только локальные дожди различной интенсивности... >>

Мегазасуха угрожает США

15 декабря 2017 | 17:41   На западе и юго-западе США в любой момент может начаться "мегазасуха", которая будет длиться как минимум 30 лет, сообщает Journal of Climate... >>

Погода на выходные: беспрецедентное тепло и дожди

15 декабря 2017 | 15:53   В выходные синоптическая карта большей части Европейской России будет представлена двухъядерной барической депрессией, состоящей из атлантического и... >>

Подсказки природы: дроны-охотники учатся у сапсана

15 декабря 2017 | 13:08   Применение дронов растёт огромными темпами. Они следят за объектами, отпугивают хищников, спасают людей, помогают решать проблему городских пробок... >>

Рекордные ливни обрушатся на предновогоднюю Москву

15 декабря 2017 | 11:06   Пик потепления в центре Европейской России совпадёт с сильнейшими ливнями. В четверг ледяные дожди привели к коллапсу в Поволжье. В Ульяновской... >>

Искусственный интеллект обнаружил аналог Солнечной системы

15 декабря 2017 | 10:44   Учёные впервые обнаружили планетную систему вокруг другой звезды с 8-ю планетами, сообщили на специальной пресс-конференции NASA. Эти планеты... >>

Сугробы и морозы вернутся в Центральную Россию на следующей неделе

15 декабря 2017 | 09:13   С наступлением следующей недели зима вернёт утраченные позиции в Центральной России. В тыл циклонического вихря задуют северные ветры... >>

В Европейской России зафиксированы рекорды тепла

15 декабря 2017 | 08:06   Большая часть Европейской России остается на орбите влияния тёплого влияния атлантического циклона, юго-западные течения которого несут новые порции... >>

На Камчатке вулкан выбросил столб пепла

15 декабря 2017 | 06:53   Сегодня камчатский вулкан Карымский выбросил столб пепла на высоту 2,5 километра, сообщает краевое ГУ МЧС. "Утром 15 декабря по спутниковым данным... >>

Великая миграция: особая стратегия размножения

14 декабря 2017 | 15:45   На планете существует всего несколько мест, куда морские черепахи, следуя многовековому инстинкту, приплывают отложить яйца. В частности... >>

Сердце боится холодов

14 декабря 2017 | 14:13   Шведские учёные заявили, что температура воздуха является одним из важных внешних факторов для возникновения сердечного приступа... >>

Майкрософт расширяет программу «Искусственный интеллект для Земли»

14 декабря 2017 | 12:18   Корпорация Майкрософт объявила о расширении программы «Искусственный интеллект для Земли», направив дополнительно 50 миллионов долларов для... >>

Китай увеличивает мощности по опреснению морской воды

14 декабря 2017 | 09:58   Китай планирует за ближайшие 3-5 лет увеличить более чем в 5 раз свои мощности по опреснению морской воды, чтобы решить проблему с дефицитом пресной... >>

Потепление будет усиливаться

14 декабря 2017 | 09:30   За две недели до Нового года воздух в Европейской России прогревается, как в разгар весны. В среду города в центре страны, в Поволжье и Черноземье... >>

Россия развивает солнечную энергетику

14 декабря 2017 | 08:47   В следующем году в Оренбургской области стартует масштабный проект по строительству солнечных электростанций. Инвестиции в возведение сооружений... >>

Компания Blue Origin готова к полёту человека в космос

14 декабря 2017 | 06:54   Частные компании становятся всё ближе к первому негосударственному полёту человека в космос. Так, компания Blue Origin накануне сообщила об успешных... >>

Харза обыграла учёных

13 декабря 2017 | 19:26   С невероятно умной харзой – индийской куницей – столкнулись специалисты «Земли леопарда» во время проведения ветеринарных исследований в заповедном... >>

Как климат повлиял на форму носа?

13 декабря 2017 | 17:01   Даже ребёнок знает, что нос нужен для того, чтобы нюхать. Но помимо способности улавливать запахи у наших носов есть более важная функция... >>