Взрыв сверхновой звезды – угроза человечеству!

4 августа 2013 | 11:40  Центр ФОБОС
Почти год тому назад появилось сообщение о том, что космические аппараты "Вояджер", стартовавшие еще до рождения многих, читающих эти строки в 1977 году, вышли на границу Солнечной системы. Осмысливая этот факт, понимаешь, до какой степени крохотна эта песчинка – Земля, затерянная на бескрайних просторах космоса! И если с угрозами для существования человечества, которые мы создаем себе сами, есть шанс справиться, то в пространстве существуют силы, способные в одно мгновение стереть с астрономических карт всю систему планет, вращающихся вокруг заурядной звезды – Солнца!
Речь идет о взрывах сверхновых звезд. Нечто подобное уже происходило на памяти человечества, в 1054 году, когда взорвалась сверхновая звезда, превратившаяся в последствии в Крабовидную туманность. Этот инцидент подробно описан в китайских летописях, яркость вспышки была столь значительна, что ее в течение месяца можно было даже наблюдать днем! Но случился этот катаклизм очень далеко, даже по космическим меркам, от Земли, свет от вспышки шел к нашей планете 5500 лет!
Но вот теперь астрономы нашли кандидата в сверхновые поближе – это Бетельгейзе из созвездия Ориона. Расстояние до этой звезды – около шестисот световых лет, не самая близкая система, но и не очень далеко в галактическом масштабе.
Вывод о том, что Бетельгейзе нестабильна, ученые сделали на основании данных об изменении спектра звезды. Еще в первом веке нашей эры китайские астрономы описывали свет звезды как белый или желтый. А позднее, в хрониках Птолемея, звезда уже характеризовалась как красная. Это изменение спектра говорит об израсходовании запасов водорода в недрах звезды. А водород – основное топливо, благодаря которому и идет звездная термоядерная реакция.
По расчетам ученого-астронома из австралийского Университета Южного Квинсленда Брэда Картера, Бетельгейзе может взорваться в любой момент. Причем это будет именно взрыв сверхновой, так как масса звезды в двадцать раз больше массы Солнца, а для такого катаклизма достаточно, чтобы ее масса была в девять раз больше солнечной. Если Бетельгейзе взорвется как сверхновая в шестистах световых годах от Земли, звезда будет похожа на зеркальную точку, яркую, как полная Луна. Под открытым небом ночью вполне можно будет читать газету, а в течение шести месяцев она будет легко заметна в дневном свете.
Будет ли взрыв сверхновой угрожать жизни на Земле? Событие масштабное... Если в небе появится источник света, сопоставимый Луной, на планету будет приходить не только свет. При взрыве сверхновой единовременно выделяется огромное количество энергии. Разумеется, все, что находится в непосредственной близости от сверхновой звезды, выжигается и сметается «солнечным ветром». На расстоянии в шестьсот световых лет этот ветер, естественно, ослабеет, хотя и будет весьма и весьма заметен. Даже самая мощная магнитная буря, которая когда-либо бушевала на планете, померкнет перед этим космическим штормом, который охватит магнитосферу в течение нескольких месяцев!
Но основной поток гамма-излучения, способного разрушить озоновый слой Земли, будет излучаться сверхновой двумя пучками, направленными в ту же сторону, что и полюса звезды. Серьезная опасность грозит планете лишь в том случае, если полюс Бетельгейзе направлен непосредственно к нам. Тогда жесткое излучение действительно может «стерилизовать» планету, убивая в ней все живое.
Есть и положительный момент: учитывая расстояние до звезды и размеры Земли, вероятность такого сценария невелика – одна миллиардная доля процента. И еще: Бетельгейзе может быть уже и взорвалась, ведь свет от вспышки будет идти к нам шестьсот лет. И если взрыв произошел, скажем, триста лет назад, еще при императоре Петре Великом, увидеть его последствия смогут только наши потомки через триста лет, в 2313 году.

Сильные дожди приближаются к Приморью с юга

27 августа 2016 | 12:30   Мощный циклонический вихрь приближается к Приморскому краю с юга. Циклон окажет влияние на погодные условия на юге Дальнего востока уже в ночь с... >>

Птицы-родители «программируют» появление птенца в зависимости от погоды

27 августа 2016 | 11:19   Эмбрионы многих видов живых существ воспринимают и отличают внешние звуки. Но то, что родители могут использовать свои сигналы, свист... >>

Погода в Москве 27 августа

27 августа 2016 | 10:30   Сегодня в центре европейской части России погоду будет определять устойчивый малоподвижный антициклон. Он расположится так, что Московский регион... >>

Погода в Санкт-Петербурге 27 августа

27 августа 2016 | 10:26   В Санкт-Петербурге и области сегодня ожидается переменная облачность, без существенных осадков Температура +21…+23°... >>

Фобос оказался в центре внимания геофизиков

27 августа 2016 | 10:12   Раскрыта тайна происхождения аномальных каналов на спутнике Марса — Фобосе. Согласно данным исследования, опубликованного в журнале Nature... >>

Купальный сезон в Приморье продержится до конца сентября

27 августа 2016 | 09:10   В Приморье сегодня и завтра ожидается тёплая солнечная погода с температурой воздуха +22...+ 27 градусов. Такая погода привлекает... >>

На север Карелии, в Мурманскую область и Беломорье надвигается непогода

27 августа 2016 | 07:49   В ближайшие часы активный циклонический вихрь, образовавшийся над Ботническим заливом, будет смещаться со скоростью 45-50 км/час на восток... >>

Эволюция имеет и обратный ход

26 августа 2016 | 17:50   Оказавшись в дикой природе, зеркальные карпы всего за несколько десятков поколений вернули себе нормальную плотную чешую. При этом ключевая мутация... >>

Юг России: дожди с градом вместо зноя

26 августа 2016 | 17:30   В прошедшие двое суток на юге России произошла смена погоды. В центральной и восточной части (к востоку от Ставрополья) 24 августа ещё сохранялась... >>

Высокое искусство — в собачьи массы!..

26 августа 2016 | 15:35   Для четвероногих друзей открываются по всему миру специальные кафе, диетологи придумывают диеты, дизайнеры – модные вещи. Для них выпускают... >>

Предстоящие выходные: лето уходит только на севере

26 августа 2016 | 13:17   Обширный и активный циклон в предстоящие выходные дни промчится по приполярным областям европейкой части России от Кольского полуострова до... >>

Разработана эффективная солнечно-водородная энергетическая система

26 августа 2016 | 12:33   Исследователи из Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL) из доступных в свободной продаже компонентов собрали солнечно-водородную... >>

Биотопливо не приводит к снижению выбросов углекислого газа в атмосферу

26 августа 2016 | 11:28   Тренд с применением биотоплива набирает обороты. Однако американские учёные сумели доказать, что этот вид топлива не такой экологичный... >>

Добровольцы жили на Земле по-марсиански

26 августа 2016 | 10:53   28 августа в рамках подготовки полета на Красную планету завершится годовой эксперимент НАСА, который проводится в условиях, приближенных к... >>

Глобальное потепление превращает Центральную Россию в дождливые тропики

26 августа 2016 | 10:38   Ненастный фронт покидает Москву. Однако, его стараниями в столице установлен новый громкий погодный рекорд − с начала недели в городе выпало 28... >>

Фиолетовые грибы — признак экологической чистоты региона

26 августа 2016 | 09:50   Министр экологии Подмосковья Александр Коганов заверил, что фиолетовые и розовеющие грибы являются признаком чистоты региона. Их фото были... >>

Погода в Санкт-Петербурге 26 августа

26 августа 2016 | 07:13   В наступившую пятницу Ленинградская область окажется в полосе фронтального раздела. Его стараниями в регионе облачно с прояснениями... >>

Ненастная погода спешит в Западную Сибирь

26 августа 2016 | 06:49   Сегодня Западная Сибирь окажется на пути активного циклонического вихря, сопровождаемым полями разрозненных дождевых туч. И если юго-восток региона... >>

Москвичи, не бойтесь богомолов!

25 августа 2016 | 17:45   Жители Москвы делятся в социальных сетях фотографиями богомолов, которых они неожиданно начали встречать в разных частях столицы. Некоторые... >>

Уникальный самолёт-лаборатория изучает климат Земли

25 августа 2016 | 17:00   В начале недели российский самолёт М55 "Геофизика" приземлился на юге Греции для проведения ряда метеорологических исследований верхних слоев... >>

Секрет "эпидемии" дождливого лета

25 августа 2016 | 14:08   Климатологи объяснили причину сезона дождей, испортивших лето в Европе и России, сообщает журнале Climate Dynamics. Согласно исследованию... >>

Климат начал меняться во времена Николая I

25 августа 2016 | 11:45   Деятельность человека впервые начала вызвать рост температур в Мировом океане и в атмосфере не в середине 20 века, а уже в 1830-1840 годах... >>

Наводнения в Китае смыли древние наскальные рисунки

25 августа 2016 | 10:44   В результате наводнений в Нинся-Хуэйском автономном районе КНР повреждены древние наскальные рисунки, созданные от 3 до 10 тысяч лет назад... >>

Из субтропического тепла — в арктический холод

25 августа 2016 | 09:30   Лесные пожары охватили Урал и Южную Сибирь. По последней информации, более тысячи гектаров леса горит в Томской области. Режим ЧС объявлен на всей... >>

В Москве август 2016 года стал рекордно дождливым

25 августа 2016 | 09:03   За минувшие сутки в столичном регионе прохождение активного холодного атмосферного фронта спровоцировало выпадение обильных ливней... >>

В Европейской России — первые заморозки!

25 августа 2016 | 08:32   Минувшей ночью осень напомнила нам о своем приближении на европейской территории России были зафиксированы первые заморозки. Так... >>