Взрыв сверхновой звезды – угроза человечеству!

4 августа 2013 | 11:40  Центр ФОБОС
Почти год тому назад появилось сообщение о том, что космические аппараты "Вояджер", стартовавшие еще до рождения многих, читающих эти строки в 1977 году, вышли на границу Солнечной системы. Осмысливая этот факт, понимаешь, до какой степени крохотна эта песчинка – Земля, затерянная на бескрайних просторах космоса! И если с угрозами для существования человечества, которые мы создаем себе сами, есть шанс справиться, то в пространстве существуют силы, способные в одно мгновение стереть с астрономических карт всю систему планет, вращающихся вокруг заурядной звезды – Солнца!
Речь идет о взрывах сверхновых звезд. Нечто подобное уже происходило на памяти человечества, в 1054 году, когда взорвалась сверхновая звезда, превратившаяся в последствии в Крабовидную туманность. Этот инцидент подробно описан в китайских летописях, яркость вспышки была столь значительна, что ее в течение месяца можно было даже наблюдать днем! Но случился этот катаклизм очень далеко, даже по космическим меркам, от Земли, свет от вспышки шел к нашей планете 5500 лет!
Но вот теперь астрономы нашли кандидата в сверхновые поближе – это Бетельгейзе из созвездия Ориона. Расстояние до этой звезды – около шестисот световых лет, не самая близкая система, но и не очень далеко в галактическом масштабе.
Вывод о том, что Бетельгейзе нестабильна, ученые сделали на основании данных об изменении спектра звезды. Еще в первом веке нашей эры китайские астрономы описывали свет звезды как белый или желтый. А позднее, в хрониках Птолемея, звезда уже характеризовалась как красная. Это изменение спектра говорит об израсходовании запасов водорода в недрах звезды. А водород – основное топливо, благодаря которому и идет звездная термоядерная реакция.
По расчетам ученого-астронома из австралийского Университета Южного Квинсленда Брэда Картера, Бетельгейзе может взорваться в любой момент. Причем это будет именно взрыв сверхновой, так как масса звезды в двадцать раз больше массы Солнца, а для такого катаклизма достаточно, чтобы ее масса была в девять раз больше солнечной. Если Бетельгейзе взорвется как сверхновая в шестистах световых годах от Земли, звезда будет похожа на зеркальную точку, яркую, как полная Луна. Под открытым небом ночью вполне можно будет читать газету, а в течение шести месяцев она будет легко заметна в дневном свете.
Будет ли взрыв сверхновой угрожать жизни на Земле? Событие масштабное... Если в небе появится источник света, сопоставимый Луной, на планету будет приходить не только свет. При взрыве сверхновой единовременно выделяется огромное количество энергии. Разумеется, все, что находится в непосредственной близости от сверхновой звезды, выжигается и сметается «солнечным ветром». На расстоянии в шестьсот световых лет этот ветер, естественно, ослабеет, хотя и будет весьма и весьма заметен. Даже самая мощная магнитная буря, которая когда-либо бушевала на планете, померкнет перед этим космическим штормом, который охватит магнитосферу в течение нескольких месяцев!
Но основной поток гамма-излучения, способного разрушить озоновый слой Земли, будет излучаться сверхновой двумя пучками, направленными в ту же сторону, что и полюса звезды. Серьезная опасность грозит планете лишь в том случае, если полюс Бетельгейзе направлен непосредственно к нам. Тогда жесткое излучение действительно может «стерилизовать» планету, убивая в ней все живое.
Есть и положительный момент: учитывая расстояние до звезды и размеры Земли, вероятность такого сценария невелика – одна миллиардная доля процента. И еще: Бетельгейзе может быть уже и взорвалась, ведь свет от вспышки будет идти к нам шестьсот лет. И если взрыв произошел, скажем, триста лет назад, еще при императоре Петре Великом, увидеть его последствия смогут только наши потомки через триста лет, в 2313 году.

явления погоды в Эшбурне: пасмурно, дождь
явления погоды в Эшбурне: пасмурно, дождь, сильный туман
явления погоды в Эшбурне: малооблачно
явления погоды в Эшбурне: малооблачно, сильный туман

5 декабря 2016 | 07:31   Сегодня после ночной морозной погоды столичный регион накроет плотный облачный покров тёплого атмосферного фронта, несущего снегопады... >>

Погода в Санкт-Петербурге 5 декабря: циклоническое ненастье

5 декабря 2016 | 07:30   В наступивший понедельник Ленинградская область окажется во власти активного атлантического циклона. Причём в первой половине дня регион будет... >>

Сильное наводнение в Таиланде

5 декабря 2016 | 06:55   Вот уже почти неделю на юге Таиланда не прекращаются сильные дожди. Они стали причиной наводнения, затопившего более двух тысяч населенных пунктов... >>

Погода новой недели: снежно и ветрено

4 декабря 2016 | 18:55   На юг России будет поступать арктический воздух, и здесь температурный режим окажется холоднее, чем положено по климату. Днём в Крыму и на Кубани... >>

Очередной циклон принесёт завтра непогоду в Европейскую Россию

4 декабря 2016 | 15:00   Атлантический циклон вновь принесет в понедельник непогоду в Северо-Западный, Центральный федеральные округа и в Черноземье. К середине дня центр... >>

Северное сияние можно услышать

4 декабря 2016 | 14:10   На протяжении нескольких минут активное северное сияние может издавать звуки, похожие на радиопомехи. Самые внимательные люди в это время слышат... >>

Русские лебеди напугали британцев

4 декабря 2016 | 13:12   Российские тундровые лебеди прилетели в Великобританию позже обычного, и британцы опасаются, что главный католический праздник пройдёт без снега... >>

Последствия непогоды в Сочи

4 декабря 2016 | 12:38   Непогода, обрушившаяся на Сочи, принесла немало бед жителям города-курорта. Ветер валил деревья, фонари и дорожные знаки. От разбушевавшейся стихии... >>

Большие скопления птиц способствуют понижению температуры

4 декабря 2016 | 07:58   Такие выводы сделали ученые университета в штате Колорадо. Специалистами были замечены появления аномальных облаков в Арктике. Подобного рода... >>

Как изменилась средняя температура по стране в 2015 году?

4 декабря 2016 | 07:45   Специалисты Росстата обобщили климатические данные за 2015 год. Прошлогодняя зима в Липецкой области оказалась теплее на 4,2°, а лето — на 0... >>

4 декабря 2016 | 07:23   В Санкт-Петербурге и области в воскресенье облачно, временами снег. Максимальная температура воздуха в Северной столице -5…-7°, в Ленинградской... >>

4 декабря 2016 | 07:17   В Москве и области в воскресенье облачно, с неустойчивыми прояснениями, местами небольшой снег. Максимальная температура в столице -4…-6°... >>

Камчатка пережила первый декабрьский шторм

3 декабря 2016 | 18:46   В первый день декабря на Камчатке стояла обычная зимняя погода – морозец -3...-5°, снежный покров, превышающий 40 см, и относительно небольшой ветер... >>

Штормовая и снежная погода накрыла юг России

3 декабря 2016 | 18:35   Юг России продолжает оставаться в зоне влияния активного циклона с центром над Донбассом. Атмосферные фронты этого циклонического вихря несут осадки... >>

Связаны ли снежные зимы в Сибири и холода в США?

3 декабря 2016 | 17:33   Американский метеоролог Джуд Коэн пришел к выводу, что снежные зимы в Сибири провоцируют аномальное похолодание в США. Якобы, чем больше снега... >>

Фотосессия нервной козочки

3 декабря 2016 | 16:51   У полугодовой козочки Полли из Нью-Джерси (США) с рождения обнаружились неврологические заболевания и частичная слепота. Кроме того... >>

Европейский воздух очищается, но всё ещё опасен для здоровья

3 декабря 2016 | 16:30   Представители Европейского агентства по окружающей среде опубликовали доклад «Качество воздуха в Европе», в котором говорится, что за прошедшие... >>

Как изменения климата влияли на культуру?

3 декабря 2016 | 14:30   На сегодняшний день изменение климата является довольно актуальной темой. Однако не стоит забывать о том, что мир существует далеко не одну тысячу... >>

В Швеции открылся всесезонный ледяной отель

3 декабря 2016 | 12:24   В 1989 г в Швеции впервые открылся ледяной отель, но до настоящего времени его приходилось отстраивать заново каждую зиму. Отель пользовался большой... >>

Уровень загрязнения воздуха можно узнать в режиме реального времени

3 декабря 2016 | 11:23   По данным Всемирной организации здравоохранения почти 92% жителей Земли дышат воздухом, состав которого не соответствует существующим стандартам... >>

Запущена в работу самая большая приливная электростанция

3 декабря 2016 | 10:07   Под возобновляемыми источниками энергии мы чаще всего понимаем солнечную энергию, энергию ветра или гидроэнергию, но редко — энергию приливов... >>

Так обитаем Плутон или нет?

3 декабря 2016 | 06:23   Группа исследователей из университета Вашингтона в Сент-Луисе пришла к выводу, что океан Плутона едва ли пригоден для жизни даже самых необычных... >>